Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А05-8288/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-8288/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 22 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания                 Саакян Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2014 года по делу № А05-8288/2014 (судья Иванова С.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Уемская» (место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Мира, дом 7, квартира 29; ОГРН 1102930000470; ИНН 2921011923; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, офис 302; ОГРН 1022900530278; ИНН 2900000367; далее – Министерство) о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непредоставлении субсидий за 2013 год на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 19.12.2011 № 15/300-11 (далее – кредитный договор), полученному в Архангельском филиале ОАО КБ «Севергазбанк», возложении обязанности на Министерство выплатить Обществу часть субсидии за 2013 год в размере 50 000 рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по указанному кредитному договору.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России, третье лицо).

Решением суда требования удовлетворены.

Министерство с решением суда не согласно, просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Ссылаясь на пункт 18 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460, указывает, что отбор инвестиционных проектов, кредиты по которым подлежат субсидированию, осуществляет Минсельхоз России, исходя из установленных критериев. Поскольку кредитный договор на рассмотрение Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса не выносился, денежные средства для возмещения по нему процентной ставки не были предусмотрены соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 25.04.2013 № 517/17.

Минсельхоз России в отзыве на апелляционную жалобу поддержал доводы Министерства, изложенные в ней, считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, Обществом с Архангельским филиалом ОАО КБ «Севергазбанк» заключен кредитный договор о 19.12.2011                          № 15/300-11, согласно которому заявителю предоставлен кредит на приобретение оборудования в размере 78 000 000 руб. на срок по 18.12.2016.

Согласно пункту 4.1 кредитного договора проценты (плата за кредит) установлены в размере действующей на дату начисления процентов ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком России, увеличенной на 2,75 процента годовых, но не менее 11 процентов годовых.

Фактическая процентная ставка по кредиту за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 составляет 11%. Проценты, начисленные в соответствии с заключенным кредитным договором, оплачены своевременно и в полном объеме, просроченных платежей по кредитному договору не было, что подтверждено Архангельским филиалом ОАО КБ «Севергазбанк».

Оборудование Обществом приобретено по трем договорам купли-продажи: от 12.11.2010 № 64/11-102 (ООО «Селект-А»), от 30.12.2010                       № 647/811 и б/н (ИП Тюкин В.П.).

Оплата приобретенного оборудования подтверждена платежными поручениями: от 06.12.2011 № 1327, от 06.12.2011 № 1328, от 07.12.2011                 № 1331, от 19.12.2011 № 1411, от 20.12.2011 № 1412, от 17.01.2012 № 62,                от 17.01.2012 № 63 – ИП Тюкину В.П.; от 06.12.2011 № 1329, от 17.01.2012              № 64 – ООО «Селект-А».

Между Обществом, Управлением экономики и прогнозирования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» и Министерством заключено трехстороннее соглашение об участии в реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства в 2013 году от 25.01.2013 № С1-32/125, согласно пункту 2.1.1 которого, Министерство осуществляет государственную помощь заявителю на поддержку сельскохозяйственного производства в текущем финансовом году в прогнозируемом объеме государственной поддержки, а именно 5188 тыс. руб. – федеральный бюджет, 1297 тыс. руб. – областной бюджет по инвестиционному кредитному договору от 19.12.2011 № 15/300-11 (приложение № 4.2 к соглашению) в пределах выделенных Министерству лимитов бюджетных обязательств на 2013 год.

Постановлением Правительства Архангельской области от 26.02.2013             № 82-пп утверждены Правила предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства из средств областного бюджета на реализацию мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 – 2016 годы (далее – Правила).

Кроме того, постановлением Правительства Архангельской области               от 05.03.2013 № 87-пп утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – Регламент).

Общество 17.12.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов (регистрационный № 205-5778).

Впоследствии 15.05.2014 Общество вновь обратилось в Министерство с заявлением (регистрационный № 205-2570) о выплате субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по указанному кредитному договору                       за 2013 год, представив соответствующие документы в соответствии с утвержденными Правилами и Регламентом.

Субсидии Министерством не выплачены.

Письмом  от 23.05.2014 № 205-02/1490 Министерство сообщило Обществу, что заявление принято к рассмотрению, документы направлены в Минсельхоз на рассмотрение в Комиссию.

Общество, считая, что заявление на субсидию фактически Министерством  не рассмотрено и указанным бездействием нарушены права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии со статьёй 201 АПК РФ решение о признании незаконными действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемых действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременного двух условий –  несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Под субсидиями, согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), понимаются межбюджетные трансферы бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающие при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ)).

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части первой статьи 7 Закона                            № 264-ФЗ).

В силу части 4 статьи 11 указанного Закона (в редакции, действующей в спорный период) условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А13-12723/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также