Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А44-6602/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А44-6602/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе             председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и                  Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от прокурора Иволга А.В. по поручению от 13.03.2015 и удостоверению от 02.10.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 января 2015 года по делу № А44-6602/2014 (судья Киселева М.С.),

 

у с т а н о в и л:

 

заместитель прокурора Новгородской области (173000, Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 11) в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Новгородской области в лице Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; ИНН 5321114249;             ОГРН 1075321000105; далее - Комитет) и обществу с ограниченной ответственностью «Северо-западный лес» (место нахождения: 188230, Ленинградская область, город Луга, улица Малая Инженерная, дом 2; ИНН 4710023049; ОГРН 1024701558221; далее - общество) о признании недействительными абзаца второго пункта 18.8 в части слов «и его тушению», абзацев 2 и 3 пункта 30 заключенного между ответчиками договора аренды лесного участка от 25.04.2014 № 409.

Решением суда от 30 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заместитель прокурора Новгородской области не согласился с судебным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, поскольку общество не наделено полномочиями специализированной организации по ликвидации пожаров, не относится к организациям, выполняющим работы по тушению лесных пожаров, то включение в договор обязанности арендатора по тушению лесного пожара не соответствует действующему законодательству. Считает, что в абзацах втором и третьем пункта 30 заключенного между ответчиками договора аренды лесного участка от 25.04.2014 № 409 установлены дополнительные основания для изменения договора, не связанные с указанными в части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) случаями существенного изменения качества леса в период после заключения договора. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемая сделка не может быть признана недействительной в отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение публичных интересов, поскольку он противоречит статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, искусственно ограничивает компетенцию органов прокуратуры.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Комитет, агентство и общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 25.04.2014 между Комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор № 409 аренды лесного участка (далее - договор), в соответствии с которым арендатор принимает во временное владение и пользование лесной участок площадью 16392,7 га, находящийся в государственной собственности, расположенный в Новгородской области, Поддорском лесничестве, Дороганском участковом лесничестве, кварталах № 7-13, 15-28, 30-44, 46-59, 61-74, 79-86, 95-101, 110-118, 125-133, 140-145, 151-155, 166-170, 189-191, 211-214. Срок действия договора - 49 лет с момента его государственной регистрации.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области 22.05.2014.

В абзаце втором пункта 18.8 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 30 договора внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами); изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства.

Посчитав, что абзац второй пункта 18.8 договора в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар и абзацы второй и третий пункта 30 договора не соответствуют нормам действующего законодательства, заместитель прокурора в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При этом заместитель прокурора в обоснование доводов о недействительности договора в части слов «и его тушению», указанных в абзаце втором пункта 18.8 договора, сослался на положения статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частей 1 и 2 статьи 51, части 1 статьи 52, части 3 статьи 53.1, частей 1 и 2 статьи 53.4, статьи 83 ЛК РФ, пунктов 7, 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Исходя из указанных норм заместитель прокурора посчитал, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления, и финансируется из средств федерального бюджета.

В обоснование доводов о признании недействительными абзацев второго и третьего пункта 30 договора аренды лесного участка от 25.04.2014 № 409 прокурор сослался на положения статей 71, 74 ЛК РФ и статей 451, 612, 614           ГК РФ.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что возложение на арендатора принятие всех возможных мер по тушению пожара, а также возможность внесения изменений в договор по соглашению сторон в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами), изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства, не противоречат закону. Кроме того, судом указано, что заместителем прокурора в рамках рассматриваемого дела не представлено доказательств, подтверждающих нарушение публичных интересов, в том числе Российской Федерации и Новгородской области.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

По общему правилу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна.

В силу пункта 4 статьи 421 названного Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (часть  1 статьи 180 ГК РФ).

Согласно части 1 и 2 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ЛК РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»).

Согласно части 1 статье 53.4 ЛК РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом «О пожарной безопасности» и включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

Частью 2 статьи 53.4 ЛК РФ определено, что лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 и действующих на момент заключения договора, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Кроме того, названной статьей определено понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Следовательно, исходя из указанных норм, тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.

Поскольку общество не наделено полномочиями специализированной организации по ликвидации пожаров, то включение такой обязанности в договор не соответствует закону.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом.

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент заключении договора аренды, предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

Таким образом, частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлено специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно настоящим кодексом (частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса).

В соответствии с частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А66-5572/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также