Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А44-6602/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 20 апреля 2015 года г. Вологда Дело № А44-6602/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года. В полном объёме постановление изготовлено 20 апреля 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А., при участии от прокурора Иволга А.В. по поручению от 13.03.2015 и удостоверению от 02.10.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 января 2015 года по делу № А44-6602/2014 (судья Киселева М.С.),
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора Новгородской области (173000, Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 11) в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Новгородской области в лице Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; ИНН 5321114249; ОГРН 1075321000105; далее - Комитет) и обществу с ограниченной ответственностью «Северо-западный лес» (место нахождения: 188230, Ленинградская область, город Луга, улица Малая Инженерная, дом 2; ИНН 4710023049; ОГРН 1024701558221; далее - общество) о признании недействительными абзаца второго пункта 18.8 в части слов «и его тушению», абзацев 2 и 3 пункта 30 заключенного между ответчиками договора аренды лесного участка от 25.04.2014 № 409. Решением суда от 30 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Заместитель прокурора Новгородской области не согласился с судебным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, поскольку общество не наделено полномочиями специализированной организации по ликвидации пожаров, не относится к организациям, выполняющим работы по тушению лесных пожаров, то включение в договор обязанности арендатора по тушению лесного пожара не соответствует действующему законодательству. Считает, что в абзацах втором и третьем пункта 30 заключенного между ответчиками договора аренды лесного участка от 25.04.2014 № 409 установлены дополнительные основания для изменения договора, не связанные с указанными в части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) случаями существенного изменения качества леса в период после заключения договора. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемая сделка не может быть признана недействительной в отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение публичных интересов, поскольку он противоречит статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, искусственно ограничивает компетенцию органов прокуратуры. Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Комитет, агентство и общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Как следует из материалов дела, 25.04.2014 между Комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор № 409 аренды лесного участка (далее - договор), в соответствии с которым арендатор принимает во временное владение и пользование лесной участок площадью 16392,7 га, находящийся в государственной собственности, расположенный в Новгородской области, Поддорском лесничестве, Дороганском участковом лесничестве, кварталах № 7-13, 15-28, 30-44, 46-59, 61-74, 79-86, 95-101, 110-118, 125-133, 140-145, 151-155, 166-170, 189-191, 211-214. Срок действия договора - 49 лет с момента его государственной регистрации. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области 22.05.2014. В абзаце втором пункта 18.8 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению. В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 30 договора внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами); изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства. Посчитав, что абзац второй пункта 18.8 договора в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар и абзацы второй и третий пункта 30 договора не соответствуют нормам действующего законодательства, заместитель прокурора в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При этом заместитель прокурора в обоснование доводов о недействительности договора в части слов «и его тушению», указанных в абзаце втором пункта 18.8 договора, сослался на положения статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частей 1 и 2 статьи 51, части 1 статьи 52, части 3 статьи 53.1, частей 1 и 2 статьи 53.4, статьи 83 ЛК РФ, пунктов 7, 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Исходя из указанных норм заместитель прокурора посчитал, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления, и финансируется из средств федерального бюджета. В обоснование доводов о признании недействительными абзацев второго и третьего пункта 30 договора аренды лесного участка от 25.04.2014 № 409 прокурор сослался на положения статей 71, 74 ЛК РФ и статей 451, 612, 614 ГК РФ. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что возложение на арендатора принятие всех возможных мер по тушению пожара, а также возможность внесения изменений в договор по соглашению сторон в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами), изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства, не противоречат закону. Кроме того, судом указано, что заместителем прокурора в рамках рассматриваемого дела не представлено доказательств, подтверждающих нарушение публичных интересов, в том числе Российской Федерации и Новгородской области. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего. По общему правилу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна. В силу пункта 4 статьи 421 названного Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (часть 1 статьи 180 ГК РФ). Согласно части 1 и 2 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В соответствии с частью 2 статьи 52 ЛК РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»). Согласно части 1 статье 53.4 ЛК РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом «О пожарной безопасности» и включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара. Частью 2 статьи 53.4 ЛК РФ определено, что лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров). Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 и действующих на момент заключения договора, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Кроме того, названной статьей определено понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Следовательно, исходя из указанных норм, тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления. Поскольку общество не наделено полномочиями специализированной организации по ликвидации пожаров, то включение такой обязанности в договор не соответствует закону. В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом. Частью 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент заключении договора аренды, предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса. Таким образом, частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлено специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно настоящим кодексом (частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса). В соответствии с частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А66-5572/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|