Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А66-11663/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-11663/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 08 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,

при участии от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Брехова Дмитрия Игоревича Редько А.В. по доверенности от 25.03.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 февраля 2015 года по делу № А66-11663/2014 (судья Белов О.В.),

 

у с т а н о в и л:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Брехов Дмитрий Игоревич (ОГРНИП 313695231000071, ИНН 695204629209, место жительства: 170003,                 г. Тверь, далее – глава КФХ Брехов Д.И.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 06.06.2014                 № 2818-05 отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150, место нахождения: 170100, г. Тверь,                     ул. Советская, д. 33, далее – Управление) в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, в районе с. Щербинино, кадастровые номера 69:10:0000027:1679 и 69:10:0000027:1753, площадью соответственно                    19 060 кв.м и 65 400 кв.м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и об обязании ответчика принять решение об образовании вышеуказанных земельных участков, а также о признании права на приобретение спорных земельных участков в аренду на срок 15 лет (с учетом уточнения требований).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  Министерство лесного хозяйства Тверской области и Государственное казенное учреждение «Тверское лесничество Тверской области».

Решением суда от 05 февраля 2015 года заявление удовлетворено. Суд признал недействительным оформленный письмом от 06.06.2014 № 2818?05 отказ Управления в образовании и предоставлении в пользование главе КФХ Брехову Д.И. земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 69:10:0000027:1679 и 69:10:0000027:1753 площадью 19 060 кв.м и 65 400 кв.м соответственно, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, вблизи дер. Щербинино, и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ Брехова Д.И. путем принятия в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу соответствующих решений об образовании названных земельных участков и предоставлении их в аренду заявителю. Судебные расходы оставлены на заявителе.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Согласно позиции Росимущества, изложенной в поручении от 17.03.2014 № ПП-10/10521 сведения о площади 2268 га земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, указанные в свидетельстве о государственной регистрации права от 01.12.2011 серия 69-АВ № 389539 недостоверны и подлежат уточнению, т.к. в государственном акте № ТВО-10-30-242 на основании которого было зарегистрировано вышеуказанное право площадь составляет 2450 га. Кроме того, по имеющейся информации Росимущества фактическую площадь земельного участка составляют ранее декларативно поставленные на кадастровый учет земельные участки лесного фонда. В связи с вышеизложенным Управлению поручалось обратиться в адрес Росреестра с целью приведения в соответствие сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64 в связи с необходимостью исключения ранее декларативно поставленных на кадастровый учет земельных участков лесного фонда и иных земель, входящих в состав указанного земельного участка. В соответствии с положением о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 72-пп полномочия по постановке на кадастровый учет земельных участков лесного фонда возложены на Министерство лесного хозяйства Тверской области. В настоящее время указанное поручение не исполнено.

Глава КФХ Брехов Д.И. в отзыве и представитель в судебном заседании  просят решение оставить без изменения.

Ответчик и заинтересованные лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                    АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Брехов Д.И. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей как глава крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом к основным видам деятельности заявителя относится рыболовство.

Глава КФХ Брехов Д.И. обратился в Управление с заявлением от 20.11.2013 о предоставлении ему земельного участка в районе с. Щербинино Калининского р-на Тверской обл. в кадастровом квартале 69:10:0000027 площадью примерно 30 га в аренду на 15 лет для осуществления деятельности по организации прудового хозяйства для выращивания и реализации рыб (л.д.10).

Управление, письмом от 05.12.2013 № 5985?05, обратилось в администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» с ходатайством об утверждении и выдаче Брехову Д.И. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ).

Заявителем на основании полученных документов за свой счет были проведены кадастровые работы в отношении этого земельного участка, в результате чего было образовано и поставлено на государственный кадастровый учет три земельных участка с кадастровыми номерами 69:10:0000027:1678,  69:10:0000027:1679 и 69:10:0000027:1753 с установленным видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Глава КФХ Брехов Д.И. 27.05.2014 обратился в Управление с заявлением о принятии решения об образовании указанных земельных участков, а также о предоставлении их в аренду сроком на 15 лет (л.д.12).

Управление письмом от 06.06.2014 № 2818-05 отказало заявителю в образовании и предоставлении в пользование вышеуказанных земельных участков до исполнения поручения Росимущества об исключении лесных участков из состава земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64.

Считая отказ Управления не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права главы КФХ                       Брехова Д.И., последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу, что обжалуемый отказ Управления в предоставлении земельных участков заявителю противоречит Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Закону № 74-ФЗ удовлетворил заявленные требования.

При вынесении оспариваемого решения арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ (в ред. от 29.12.2014) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 81 ЗК РФ вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регулируются Законом № 74-ФЗ в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка в собственность или в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.

Закон № 74-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которые представляют собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии; также фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Согласно статье 11 Закона № 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, действующим законодательством предусмотрено право крестьянским (фермерским) хозяйствам на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

При этом земельные участки должны предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 12 Федерального закона № 74-ФЗ регламентирует порядок предоставления земельных участков крестьянскому фермерскому хозяйству.

Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 статьи 12 Закона № 74-ФЗ, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007                          № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заявитель за свой счет обеспечивает выполнение работ в отношении испрашиваемого земельного участка, в результате которых готовятся документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 статьи 12 Закона № 74-ФЗ и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А66-12808/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также