Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А05-8581/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-8581/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

         при участии от Мэрии города Архангельска Буракова В.М. по доверенности от 24.07.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Архангельской области «Техникум строительства и городского хозяйства» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 декабря 2014 года по делу № А05-8581/2014 (судья Бунькова Е.В.),

у с т а н о в и л:

 

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Техникум строительства и городского хозяйства» (ОГРН 1022900542500; ИНН 2901061796; место нахождения: 163062, Архангельская область, город Архангельск, улица Воронина, дом 30; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521; ИНН 2901065991; место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - мэрия) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – управление Росреестра) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества и об  обязании ответчика обратиться в управление Росрееста с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных – сетей теплоснабжения, наружной канализации жилого дома по адресу: г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 52 (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ОАО «ТГК №2»), муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – МУП «Водоканал»).

Решением Арбитражного суда Архангельской области                                         от 25 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права, просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.

ОАО «ТГК № 2» в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

МУП «Водоканал» в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Учреждение, ОАО «ТГК № 2»  и МУП «Водоканал» надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителя мэрии, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в части в силу следующего.

Как видно из материалов дела, за учреждением зарегистрировано право оперативного управления (собственность федеральная) на жилой дом, общая площадь 565, 9 кв.м, адрес объекта -  г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 52, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права               от 17.06.2002 (т. 1, л. 223). Собственниками жилых помещений в данном доме является Архангельская область и граждане. Заявитель занимается обслуживанием сетей в доме и несет расходы по содержанию наружных сетей теплоснабжения и канализации до жилого дома.

Указанные наружные сети, согласно данным ответов, представленных в материалы дела, не находятся в собственности ни Архангельской области, ни муниципального образования «Город Архангельск», также как и не находятся в ведении третьих лиц, привлеченных к участию в деле. 

Учреждение обратилось в мэрию с просьбой об обращении в управление с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных – сетей теплоснабжения, наружной канализации жилого дома по адресу: г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 52, а также по истечении года со дня постановки – обращении в суд с требованием о признании на них права муниципальной собственности.

Ко дню обращения заявителя в суд и рассмотрению заявления, действия по обращению в управление ответчиком не совершены.

Учреждение, считая, что в результате несовершения мэрией действий по постановке спорных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества нарушаются его права и законные интересы, поскольку оно несет финансовые и материальные затраты на содержание объектов в технически исправном состоянии, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьей 198 АПК РФ, статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для заключения о том, что оспариваемое бездействие не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не согласна с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

Кроме того, в силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

По мнению мэрии, спорное имущество находится на земельном участке, принадлежащем собственникам помещений многоквартирного дома, и следовательно, относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пункт 8 Правил № 491 устанавливает, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

С учетом изложенного, следует отметить, что спорные сети состоят из двух частей: внутридомовой части, находящейся внутри дома, и наружной (спорной части), проходящей от внешней стены спорного многоквартирного дома.

Следовательно, в состав общего имущества входят сети только внутридомовой части, тогда как спорные сети не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 28.02.2012 серии 29-АК № 741132, согласно которому на земельный участок с кадастровым номером 29:22:040719:0006 за учреждением зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.

Однако указанный документ не опровергает вышеизложенные выводы апелляционной инстанции.

Довод мэрии о том, что спорные сети находятся на земельном участке, принадлежащем собственникам помещений многоквартирного дома, и, следовательно, относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, противоречит вышеприведенным нормам и не подтвержден материалами дела.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А13-10835/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также