Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А66-9855/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-9855/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 03 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,

при участии от муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого района «Автокомбинат» представителя Башмаковой В.В. по доверенности от 02.09.2014, от Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области представителя Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2015 № 5,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области, Тверской области  в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 декабря 2014 года          № А66-9855/2013 (судья Головина Т.И.),

установил:

 

муниципальное унитарное предприятие Вышневолоцкого района «Автокомбинат» (место нахождения: 171140, Тверская область, Вышневолоцкий район, поселок Пригородный, улица Монтажников, дом 2; ИНН 6920009485, ОГРН 1106908000099; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области с требованием о взыскании за счет средств казны Тверской области 1 613 348 руб. 78 коп. убытков, связанных с реализацией законов и иных нормативных актов о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд автобусным транспортом.

Истец  неоднократно изменял исковые требования, уточнял перечень ответчиков, в окончательном виде просил взыскать с ответчиков                                           12 049 656 руб. 55 коп. в возмещение убытков, возникших вследствие предоставления  отдельным категориям граждан в период с 2010  по 2012 год льгот на проезд автомобильным транспортом  общего пользования на основании единых  социальных  проездных билетов (далее – ЕСПБ), в том числе 6 034 929 руб. 28 коп. за счет средств  казны области,  6 014 727 руб.                   27 коп. – за счет средств  казны Российской Федерации.

Суд  принял в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменение иска.

Суд привлек к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков Российскую Федерацию в  лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636; далее – Минфин РФ) и  Тверскую область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (место нахождения: 170008, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; ИНН 6903005931, ОГРН 1026900521230; далее – Министерство социальной защиты области).

В  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд привлек Тверскую область в лице Министерства финансов Тверской области (место нахождения: 170000, город Тверь, улица Советская, дом 23; ИНН 6901001459, ОГРН 1026900508557; далее– Минфин области).

Решением от 18.12.2014 (с учетом определения  от 19.02.2015 об исправлении опечатки) суд взыскал в пользу Предприятия  убытки  с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации  в размере 6 014 727 руб.           27 коп. убытков, с Министерства социальной защиты области за счет средств казны Тверской области  -  6 034 929 руб. 28 коп.

Минфин РФ,  Министерство  социальной защиты области, Минфин области с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами, в которых просили  судебный акт отменить, в иске отказать полностью.

Доводы подателей жалоб сводятся к  тому, что  истец не доказал возникновения у него  заявленных расходов и убытков. Суд необоснованно не применил срок исковой давности. Период с 01.01.2010 по 15.08.2010 не может быть включен для начисления суммы предполагаемых убытков, предъявленных истцом, в общую сумму убытков. С 01.01.2005 с учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство, льготы по оплате проезда для федеральных льготников (ветеранов войны, инвалидов и других категорий, меры социальной поддержки для которых установлены федеральным законодательством) заменены на денежные выплаты. Полномочия по определению мер социальной   поддержки региональным категориям льготников (ветеранам труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий) переданы субъектам Российской Федерации. Российская Федерация дала субъектам Российской Федерации возможность получения финансовой помощи (межбюджетных трансфертов) при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае невыполнения данного условия межбюджетные трансферты субъекту Российской Федерации не предоставлялись. Никаких иных условий по форме предоставления услуг общественного транспорта, порядка их представления, возмещения расходов транспортным организациям постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802, которым утверждены правила предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на вышеуказанные цели, не предусматривалось. Тверская область в рамках полномочий, определенных федеральным законодательством, установила соответствующие расходные обязательства Тверской области по обеспечению проезда по ЕСПБ в городском и пригородном транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в рамках долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2014 годы», утвержденной постановлением администрации от 01.09.2008 № 262-па. Расходные обязательства областного бюджета на данное мероприятие на 2010-2012 годы предусмотрены вышеназванной программой в общей сумме 1 136 088 700 руб. Все обязательства, установленные постановлением администрации Тверской области от 01.09.2008 № 262-па, Тверская область выполнила в полном объеме. Все обязательства в рамках действия договоров перед истцом выполнены в полном объеме, задолженности по расчетам не имеется, что подтверждается имеющимися в деле документами. При этом обязательства выполнены Тверской областью в отношении проезда всех категорий льготников. Факт выполнения договорных обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Тверской области истцом не оспаривается, установленный размер и порядок возмещения расходов в связи с предоставлением проезда на основании ЕСПБ ни одним транспортным предприятием Тверской области с 2005 года не оспорен. Натурные обследования органами местного самоуправления муниципальных образований Вышневолоцкого района и города Вышний Волочек в 2010-2012 годах не проводились, Предприятие по вопросу проведения натурных обследований не обращалось ни в органы местного самоуправления, ни в Министерство транспорта Тверской области, которое является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере транспорта. Никакие иные документы, подтверждающие указанное Предприятием в своем расчете среднее количество поездок льготников, Предприятием не представлены. Документально показатель «количество поездок», примененный в расчете истцом, не подтвержден. Расчет Предприятия основан не на подтвержденных документами показателях количества поездок граждан, а на показателях среднемесячного количества поездок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (социальные проездные билеты), установленных постановлением Росстата от 19.01.2007 № 9 для заполнения статистической отчетности. Вышеназванное постановление содержит примечание, что предлагаемое для расчетов среднее число поездок определено экспертно, в среднем по России и не может быть использовано для финансовых расчетов (пункт 55). Среднемесячное количество совершаемых льготником и обычным пассажиром поездок зависит от того, насколько развита в регионе транспортная сеть, от общей плотности пассажиропотока, качества предоставления услуг по перевозке пассажиров и ряда социально-экономических факторов. Общая численность населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района на 01.01.2013 - около 25 000 человек. Соответственно, применение среднестатистического показателя в областном центре с населением более 400 000 человек (город Тверь) и достаточно развитой транспортной сетью (3 вида транспорта) и в Вышневолоцком районе, который полностью состоит из сельского населения, неправомерно. Ссылка истца на обязательность наличия 50 поездок в месяц у льготника в Тверской области несостоятельна, так как все льготники проживают в сельской местности и в населенный пункт места проживания льготника существует не более 10 рейсов в месяц. В связи с этим данный льготник физически не может осуществить эти самые 50 поездок. Обязанность доказывать размер убытков закон возлагает на истца. Расчетный метод определения размера убытков, который применило Предприятие, основан на количестве проданных ЕСПБ без учета фактического количества поездок, совершенных льготниками на транспорте. Судом не проверена методика расчета убытков, используемая с нарушением отдельных положений Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65 –автотранс «Сведения  о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта» постановления Росстата от 19.01.2007 № 9 (далее - Порядок Росстата), на который ссылается истец в обоснование примененного им расчетного метода. Из расчета истца следует, что в 2010 и в 2011 годах Предприятие не осуществляло перевозки в городском сообщении, по данным территориального отдела социальной защиты населения (далее - ТОСЗН) города Вышний Волочек. За май 2010 года доля транспортной работы истца в общем объеме перевозок составила 0,6 %, в остальные месяцы 2010 -2011 годах перевозки в городском сообщении истцом не осуществлялись и, соответственно, в расчете истца доля транспортной работы в общем объеме перевозок по городу Вышний Волочек равна 0 %. В своем расчете истец необоснованно учитывает поездки, совершенные по ЕСПБ, реализованным через ТОСЗН города Вышний Волочек в 2010 году в количестве 35 642 билетов и в 2011 году в количестве 44 483 билетов. Истец необоснованно суммирует ЕСПБ, реализованные в разных муниципальных образованиях - городе Вышний Волочек и Вышневолоцком районе, и от этой суммы рассчитывает количество поездок с учетом доли транспортной работы, тем самым нарушает методику, предусмотренную Порядком Росстата, на которую истец ссылается в пояснении о порядке расчета убытков. Судом неправомерно учтена сумма компенсации, полученная из областного бюджета Тверской области за проезд федеральных льготников, в расчете убытков, предъявленном Минфину РФ, так как в 2010-2012 годах финансирование расходов на предоставление льготного проезда из федерального бюджета субъектам Российской Федерации не осуществлялось. Соответственно, на указанную сумму уменьшен размер компенсации, учтенной в расчете убытков, предъявленных Министерству социальной защиты. В 2010-2012 годах возмещение из областного бюджета Тверской области расходов транспортным предприятиям, предоставляющим льготный проезд на основании ЕСПБ в соответствии с законодательством Тверской области, производилось за проезд всех льготников, включенных и в федеральный, и в областной регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Софинансирование из федерального бюджета на обеспечение льготного проезда прекращено с 01.01.2010. Суду первой инстанции следовало установить незаконные действия (бездействие) государственных органов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативно-правовых актов. Расходные обязательства Российской Федерации, в соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее– БК РФ) возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Во исполнение вышеуказанного Федерального закона администрацией Тверской области принято постановление от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета». Данное постановление определяет порядок приобретения ЕСПБ для проезда в наземном городской и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятия по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан. Компенсации затрат транспортным предприятиям осуществляются за счет средств областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Представитель Минфина области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А52-4474/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также