Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А13-2994/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-2994/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 03 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» представителя Лукинской М.А. по доверенности от 07.11.2014, от открытого акционерного общества «ФосАгро-Череповец» представителей Максимова В.А. по доверенности от 02.02.2015, Владимирцевой Е.Г. по доверенности от 01.07.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «ФосАгро-Череповец» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 февраля 2015 года по делу          № А13-2994/2014 (судья Кургин А.Ф.),

установил:

 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (место нахождения: 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2; ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295; далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу «ФосАгро-Череповец» (место нахождения: 162622, Вологодская область, город Череповец, шоссе Северное, дом 75; ИНН 3528191736, ОГРН 1123528007173; далее –            ОАО «ФосАгро-Череповец») о взыскании 933 350 руб. 50 коп. платы за время нахождение на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику (отстой вагонов).

Решением суда от 26.02.2015  исковые требования удовлетворены.

ОАО «ФосАгро-Череповец» с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просило его отменить, в иске отказать полностью или в части взыскания 139 971 руб. 60 коп.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Для взыскания с ответчика платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, предусмотренного договором, который сторонами согласован с учетом взаимных прав и обязанностей, истцу необходимо доказать, что ответчиком было нарушено время начала приема вагонов на подъездные пути необщего пользования, причины, по которым вагоны простаивали на путях общего пользования, зависели именно от ОАО «ФосАгро-Череповец», период простоя вагонов на путях общего пользования, право собственности или иное право владения на вагоны, которые находились на путях общего пользования, не принадлежит истцу. В актах общей формы указываются две причины их составления - занятость путей грузополучателя и отсутствие локомотива. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие количество работающих локомотивов в период начисления сбора и количество свободных путей, принадлежащих грузополучателю: табель учета рабочего времени машинистов тепловоз с указанием вышедших в смену машинистов тепловозов; справка о количестве работающих локомотивов с указанием их сменности; в графиках исполненной подъездной и маневровой работы указывалось количество и номера свободных путей, которые не задействованы в течение смены. Информация из приобщенных к материалам дела документов внесена в таблицу и приобщена к материалам дела 31.07.2014. Стороны не достигли договоренности о досрочной доставке грузов, договоров не заключили, а в железнодорожных накладных в графе «Особые отметки» отметок не имеется. В возражениях к актам общей формы ответчиком указано, что истцом не соблюдались сроки в доставке грузов. Несоблюдение сроков доставки грузом истцом влияет на технологический процесс работы ОАО «ФосАгро-Череповец», а именно на ритмичность своевременного приема вагонов на пути необщего пользования и отправления вагонов с путей необщего пользования. Пути необщего пользования ОАО «ФосАгро-Череповец» имеют длину определенной продолжительности и нарушение в передаче составов влияет на заполняемость путей ОАО «ФосАгро-Череповец» и работу по разгрузке и загрузке вагонов. В связи с тем, что истцом не предоставлены документальные доказательства согласования досрочной доставки грузов, ссылка суда первой инстанции о соблюдении сроков доставки грузов при их доставке ранее сроков, оговоренных в сопроводительных документах, является необоснованной. Суд без учета статьи 34 УЖТ РФ, параграфа 5 договора, раздела 3.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № ЗЗЗр (далее - Инструкция) принял от истца  в качестве доказательств  распечатки с произвольными записями из неустановленного источника, которые не являются  Книгой уведомления формы ГУ-2, оснований для их  принятия как распечатки из книги ГУ-2ВЦ также не имеется. Распечатки не содержат необходимой информации, которая изначально определена Инструкцией, а именно нет указания на номера актов общей формы. В представленных распечатках содержится информация только в отношении тех вагонов, по которым начисляется плата, не указаны те вагоны, которые приняты ответчиком без претензии со стороны истца. Информация о всех обработанных вагонах ответчиком предоставлена в суд в виде натурных листов, из которых видно, что осуществлялась обработка не только тех вагонов, которые  поставлены на платный простой, но обработаны другие составы, которые в распечатках по неустановленным причинам не отражены. Информация, представленная в распечатках, является не полной, что указывает на недостоверность такой информации. В распечатках указывается информация, не соответствующая действительности. Информация фиксируется без учета  абзаца пятого параграфа 5 договора от 13.07.2012 № 4-109 в редакции протокола согласования разногласий, то есть истец  начисляет сбор  ранее 2 часов после передачи уведомления. Суд не учел, что книга уведомлений формы ГУ-2ВЦ является ненадлежащим доказательством. Согласно пункту 3.1 распоряжения от 01.03.2007 № ЗЗЗр, при телефонных уведомлениях должны оформляться книги уведомлений формы ГУ-2. Поскольку стороны согласовали именно телефонное уведомление, на станции должны вестись книга уведомлений формы ГУ-2.  Истец не представил достоверные доказательства, подтверждающие, что указанное распоряжение  № ЗЗЗр выполняется,  истец ведет книгу, распечатывает ее,  работники истца подписывают указанные листы. Суд не принял во внимание, что  имеющиеся в материалах дела акты общей формы и натурные листы, подтверждают, что истцом нарушены условия договора в части передачи согласованного количества вагонов (то есть более 60 единиц). Истец не представил доказательства согласования подачи большего числа вагонов с руководителем смены ОАО «ФосАгро-Череповец». У ответчика  отсутствовала обязанность по принятию составов, число вагонов в которых превышало 60 единиц.  Суд  не учел, что в возражениях к актам общей формы ответчик указывал на передачу в его адрес вагонов, количество которых превышает 540 вагонов в сутки,  указанные доводы не опровергнуты истцом. Истец не представил  доказательства надлежащего уведомления ответчика о предстоящей подаче вагонов. Акты общей формы оформлены ненадлежащим образом. Не доказан период простоя. Имеется нарушение истцом сроков доставки грузов в адрес ответчика. Истцом не соблюдаются условия договора о суммарном количестве вагонов, поступающих на железнодорожные пути необщего пользования, нарушен интервал по отправке вагонов, что приводит к нарушению ритмичности погрузки и выгрузки грузов на путях необщего пользования в соответствии с объемом перевозок. Истец не доказал факт надлежащего уведомления о подаче вагонов на путь необщего пользования, факт простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим                         ОАО «ФосАгро-Череповец», а также период простоя, ОАО «РЖД» не предоставило доказательств, которые устанавливают виновность                          ОАО «ФосАгро-Череповец». В связи с допущенными со стороны истца нарушениями и отсутствием  доказательств, оснований  для взыскания заявленной суммы у суда не имелось, в том числе  139 971 руб. 60 коп. в части  превышения суммарного количества вагонов в 540  вагонов в сутки                    (119 772 руб. 36 коп.), в части  неправомерного взыскания по причине недоказанности занятости  путей грузополучателя (20 199 руб. 24 коп.).

Определением суда от 11.03.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 31.03.2015. В судебном заседании объявлен перерыв до 02.04.2015.

Представители ОАО «ФосАгро-Череповец» в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали все доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.

ОАО «РЖД» в отзыве на жалобу и дополнениях к ней и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в них доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу с учетом дополнений  – без удовлетворения.

Выслушав представителей ОАО «ФосАгро-Череповец» и ОАО «РЖД», исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, дополнениях к ней,   отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» и                                              ОАО «ФосАгро-Череповец» (клиент) заключили договор на организацию расчетов от 03.07.2012 № ОД22 -1196/12 в редакции протоколов разногласий от 03.07.2012 и согласования разногласий от  19.11.2012.

Данный договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, плат, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов и /или порожних вагонов в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, в иных услуг/работ, выполненных ОАО «РЖД» при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы  (при наличии между ОАО «РЖД» и Клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ) (далее – Платежи).

В соответствии с пунктом 2.1.10 договора в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2013 № 1, в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), и в случае нарушения клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), клиент в соответствии со статьей 1105 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) уплачивает ОАО «РЖД» сбор за пользование железнодорожными путями общего пользования, при нахождении на них подвижного состава, по ставкам договорного сбора за отстой, утвержденным протоколом заседания правления ОАО «РЖД» от 27.12.2012 № 48, и указанным в приложении 3 к договору.

По условиям договора плата взимается за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении 3 к договору.

Расчетные  размеры  ставки договорного сбора за пользование железнодорожными  путями общего пользования при нахождении на них подвижного  состава по причинам, не зависящим от перевозчика, указаны в приложении 3 к договору в редакции дополнительного соглашения  от 09.01.2013 № 1.

Дополнительное соглашение согласно пункту 3 вступает в силу с 10.01.2013, действует до окончания срока действия договора и является неотъемлемой его частью.

Согласно пункту 3.1 договора клиент перечисляет на расчетный счет ОАО «РЖД» в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО «РЖД» платежей.

Как следует из искового заявления, в апреле 2013 года имели место случаи задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.

В качестве доказательства фактов задержки вагонов представлены  акты общей формы, накопительные ведомости, книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. 

За время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», на путях общего пользования станция Кошта в ожидании  подачи  на пути необщего пользования в соответствии с условиями договора в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2013 № 1 истец начислил ответчику  плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по ставкам, указанным в приложении 3 к договору в размере 933 350 руб. 50 коп.

Поскольку ответчику данную плату не перечислил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск полностью.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии со  статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В силу статьи 421 ГК РФ  юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»  (далее –  УЖТ РФ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от таких грузополучателей,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А66-4762/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также