Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А05-11747/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-11747/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарём судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Арашиной П.А. по доверенности от 27.12.2013, Ботыгина Р.М. по доверенности от 12.02.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 декабря 2014 года по делу № А05-11747/2014 (судья Козьмина С.В.),

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; Ленинградская область, город Гатчина, улица Соборная, дом 31; далее – Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; город Архангельск, улица К. Либкнехта, дом 2; далее – Управление) о признании недействительным решения от 21.07.2014 № 02?04/4224.

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Харламова Ирина Дмитриевна.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество не согласилось с этим решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании представители Общества апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменений.

Управление и Харламова И.Д. надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Выслушав представителей Общества, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в адрес Управления 18.04.2014 поступила жалоба Харламовой И.Д. на действия Общества по несоблюдению сроков технологического присоединения её жилого дома (том 1, лист 56).

Приказом Управления от 19.05.2014 № 165 (том 1, лист 67) в отношении Общества возбуждено дело № 17-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Между Обществом и Харламовой И.Д. заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 27.05.2013 № 915А/13 (том 1, лист 34; далее – договор). Харламова И.Д. оплатила расходы за присоединение 09.08.2013.

Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

В соответствии с пунктом 8.1 договора Харламова И.Д. (заявитель) обязана надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях. Данные мероприятия перечислены в части 12 технических условий от 12.04.2013 (том 1, лист 36), которые являются неотъемлемой частью договора.

После выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, заявитель обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий (пункт 8.2 договора).

Харламова И.Д. 23.04.2014 письменно уведомила Общество о выполнении ею технических условий от 12.04.2013 (том 1, лист 64).

Обществом 29.04.2014 осуществлена проверка выполнения технических условий, о чём составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 29.04.2014 (том 1, лист 65).

Согласно пункту 6.3 договора (том 1, лист 34, оборот) Общество обязуется не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический приём (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

Общество в ответ на обращение Харламовой И.Д. по вопросу выдачи актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности письмом от 05.05.2014 (том 1, лист 63) сообщило, что выдача актов будет произведена после выполнения работ на объекте «Реконструкция электрических сетей в пос. Уемский для обеспечения технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя в пос. Уемский Приморского района Архангельской области». На данный момент объект находится в стадии согласования проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ будет произведено после утверждения проекта.

Между Обществом и Харламовой И.Д. заключено дополнительное соглашение от 28.05.2014 № 915А/13-01 о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 30.06.2014 (том 1, лист 39). Кроме того, Общество направило Харламовой И.Д. письмо от 29.05.2014 № 26-16/6398 о том, что оно гарантирует выполнить присоединение жилого дома Харламовой И.Д. к электрическим сетям в срок до 30.06.2014 (том 1, лист 82).

Управление пришло к выводу, что к моменту заключения указанного дополнительного соглашения от 28.05.2014 № 915А/13-01 Общество уже нарушило срок технологического присоединения.

Между Обществом и Харламовой И.Д. составлены акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от 16.06.2014 (том 1, лист 42) и акт об осуществлении технологического присоединения от 27.06.2014 (том 1, лист 44). Таким образом, мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта Харламовой И.Д. выполнены 27.06.2014, что, по мнению Управления, является нарушением пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Управление решением от 21.07.2014 № 02-04/4224 (том 1, лист 94) признало со стороны Общества нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в несоблюдении предельных сроков технологического присоединения объекта энергоснабжения Харламовой И.Д.; рассмотрение дела прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий; материалы дела переданы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении.

Общество, не согласившись с данным решением Управления, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведённый в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции» и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что в непосредственной близости к объекту Харламовой И.Д., помимо ТП?14 «Большесельская», принадлежащей Обществу, имеются ТП-4 «Жилпоселок», ТП-20 «Больница», ТП-2 «Новая», ТП-КТП ул. Малинова, принадлежащие иной сетевой организации, имеющие техническую возможность и позволяющие осуществить присоединение объекта Харламовой И.Д. без каких-либо затрат. Поэтому Общество полагает, что оно не занимает доминирующее положение в границах местоположения энергопринимающих устройств Харламовой И.Д.

Эти доводы являются необоснованными.

В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».

Кроме того, Общество в лице филиала «Архэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по наименованию услуг «Услуги по передаче электроэнергии» (ОКВЭД 40.10.2) с долей более 65 % в географических границах Архангельской области (в пределах территории, охваченной присоединённой сетью) (приказ Управления от 24.07.2008 № 67/29).

Общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Общество является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон «Об электроэнергетике») под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно- и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена названными выше Правилами технологического присоединения.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 определено, что Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения.

На основании пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 названных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А66-13625/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также