Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А05-9761/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-9761/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельскгражданреконструкция» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2014 года по делу № А05-9761/2014 (судья Меньшикова И.А.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Архангельскгражданреконструкция» обратилось (ОГРН 1022900534700; ИНН 2901030646; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17; далее – общество,                     ОАО «Архангельскгражданреконструкция») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; ИНН 2901129780; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Свободы, дом 27; далее – управление, МЧС) о признании недействительным предписания от 18 июля 2014 года № 416/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.

Решением суда от 28 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы указывает на то, что не строило деревянные сараи, перенести которые предписано управлением. Указывает, что данные сараи им не возводились и оно не знает, кто является их собственником.

Управление в отзыве просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора  г. Архангельска по пожарному надзору от 17.06.2014  № 416 управлением проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения выданного обществом предписания от 14.08.2013 № 342/1/1, по результатам которой составлен акт от 18.07.2014 № 416 и выдано предписание от 18.07.2014 № 416/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.

Названным предписанием управление со ссылкой пункт 4.3 табл. 1 свода правил СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288  (далее - СП 4.13130.2013), возложило на общество обязанность снести либо переместить деревянные сараи на расстояние не менее чем 15 метров от жилых домов № 9а, 11, 13 по ул. П.Усова. Срок для устранения нарушения установлен до 01.03.2015.

Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствуясь следующим.

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а также обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Как следует из статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (пункт 3 указанной статьи) и в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного названным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (пункт 4 статьи 5 Закона № 123-ФЗ).

Согласно пункту 36 статьи 2 этого же Закона противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности в силу пункта 1 статьи 69 Закона № 123-ФЗ, в редакции, действовавшей до 12.07.2012, были предусмотрены в таблице 11 приложения к названному Федеральному закону, которая утратила силу с принятием Федерального закона от 10.07.2012                         № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с общими правилами, установленными частью 1 статьи 69 Закона № 123-ФЗ, противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Данное требование нашло отражение в своде правил СП 4.13130.2013, принятом уже после внесения изменений в статью 69 Закона № 123-ФЗ, взамен ранее действовавшего свода правил СП 4.13130.2009.

Свод правил СП 4.13130.2013, как следует из его содержания, обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Закона № 123-ФЗ. Названный свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

В пункте 4.1 указанного свода правил приведены требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, а также требования к частям зданий, группам помещений и отдельным помещениям, входящим в состав объектов защиты.

Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 названного свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1 (пункт 4.3 свода правил СП 4.13130.2013).

Анализ указанных положений Закона о пожарной безопасности, Закона № 123-ФЗ, названного выше свода правил, свидетельствует о наличии у общества обязанности при проектировании и строительстве зданий и сооружений соблюдать требования о противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями, которые должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

В силу пункта 4.3 таблицы 1 СП 4.13130.2013 минимальное противопожарное расстояние между зданиями деревянных жилых домов (V степени огнестойкости) и деревянных сараев (V степени огнестойкости) составляет 15 метров.

Из материалов дела следует, что на основании заключенного между ПЖСК «На П.Усова» (застройщик-инвестор) и обществом (заказчик-генеральный подрядчик) договора строительного подряда и оказание услуг заказчика от 03.03.2010 № 06/01-233 (в редакции дополнительного соглашения от 15 марта 2010 года № 1) застройщик-инвестор поручает заказчику-генеральному подрядчику осуществить строительство объекта «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения на 1-ом этаже в угловой блок секции в Ломоносовском территориальном округе по ул. Павла Усова в г. Архангельске» и выполнить функции заказчика и технического надзора по строительству данного объекта. Заказчику-генеральному подрядчику переданы, в том числе, полномочия по обеспечению освобождения территории строительства, организации управления строительством, технического надзора, определения и согласования с субподрядчиками договорных цен на строительство, оформления договоров субподряда на строительство. Он несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством за приёмку и эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации (пункт 1.2).

В июле 2014 года МЧС проведена проверка общества, которой предшествовали проверки в мае 2010 года, октябре 2011 года, августе                   2013 года.

Актами по итогам названных проверок, проведенных с участием уполномоченных представителей общества, зафиксировано, что расстояние от деревянных сараев до жилых домов составляет менее 15 метров.

По итогам названных проверок заявителю выданы три предписания, аналогичные оспариваемому по настоящему делу: от 25 мая 2010 года (том 1, листы 50-51), от 03 октября 2011 года (том 1, листы 57-58), от 14 августа                 2013 года (том 1, листы 66-67).

Однако требования указанных предписаний выполнены не были, сами предписания не оспаривались.

Общество не согласилось с предписанием от 18.07.2014 № 416/11, поскольку считает, что  дом, застройщиком которого оно является на основании вышеуказанного договора, сдан в эксплуатацию, заявитель не является лицом, ответственным за совершение выявленного нарушения.

Указанные доводы являются необоснованными на основании следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

На основании пункта 16 статьи 1 этого же Кодекса (в редакции, действовавшей до 2013 года) застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Пунктом 2.4 СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, определено, что строительно-монтажные организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом и в установленные сроки, за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, своевременное устранение недоделок, выявленных в процессе приёмки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов.

Согласно пункту 6.2.2 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2010  № 781 (далее - СП 48.13330.2011), в строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, при необходимости могут быть включены дополнительно территории других (в том числе соседних) земельных участков.

Пунктом 6.2.3 СП 48.13330.2011 установлено, что охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, действующими нормативными документами или местным органом самоуправления, обеспечивает застройщик. В силу пункта 6.2.4. в случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства предусмотренные пунктом 6.2.3 обязанности в соответствии с договором подряда выполняет подрядчик (генподрядчик).

В силу пункта 5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной  постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 (далее – Инструкция), проект застройки разрабатывается в составе графических и текстовых материалов. Графические материалы проекта разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры.

Как установлено пунктом 6 названной Инструкции, на генеральном плане застройки показываются все сохраняемые, реконструируемые и проектируемые здания и сооружения, участки зданий социального и культурно-бытового обслуживания населения, территории отдыха, спорта и другого назначения, проезды и пешеходные проходы, зеленые насаждения, этапы реализации.

В пункте 7 Инструкции определено, что на плане благоустройства и озеленения показываются проектируемые и сохраняемые проезды, проходы, площадки всех видов, зелёные насаждения с указанием их ассортимента, приводится перечень малых архитектурных форм и оборудования площадок.

Из пояснений представителя управления, представленных в материалы дела стройгенплана (том 1, лист 46) и письма Инспекции

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А05-6449/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также