Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А13-13742/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-13742/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 18 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,

         при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Чащиной О.А. по доверенности от 17.09.2012, от открытого акционерного общества «ФосАгро-Череповец» Максимова В.А. по доверенности от 02.02.2015, Владимирцевой Е.Г. по доверенности от 01.07.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «ФосАгро-Череповец» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2014 года по делу                   № А13-13742/2014 (судья Алимова Е.А.),

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: Москва,                                    ул. Нов.Басманная, д. 2, далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу «ФосАгро-Череповец» (ОГРН 1123528007173, ИНН 3528191736, место нахождения: 162622, Вологодская обл., г. Череповец, Северное ш., д. 75, далее –                         ОАО «ФосАгро-Череповец») о взыскании 795 815 руб. 71 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «ФосАгро-Череповец» на станции Кошта Северной железной дороги от 13.07.2012                   № 4-109 (с учетом уточнения исковых требований).

Решением суда от 19 декабря 2014 года исковые требования ОАО «РЖД» удовлетворены в полном объеме.

ОАО «ФосАгро-Череповец» с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального или процессуального права, просит его отменить, рассмотреть дело по правилам рассмотрения в суде первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Для взыскания с ответчика платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования перевозчику необходимо доказать, что ответчиком было нарушено время приема вагонов на подъездные пути и причина, по которым вагоны простаивали на путях станции зависели именно от ОАО «ФосАгро-Череповец». Дата и время уведомления ОАО «ФосАгро-Череповец» о готовности прибывших вагонов к подаче на путь необщего пользования должны быть зафиксированы в книге уведомлений, оформленной по установленной форме и соответствующей требованиям по ее составлению. Отсутствие данной книги уведомлений является основанием к отказу в иске в связи с ненадлежащим доказательством уведомления ответчика о готовности вагонов, прибывших в его адрес, на железнодорожный путь необщего пользования. В материалах дела отсутствуют доказательства направления (вручения) книги уведомлений и самих возражений на отзыв в адрес ответчика ОАО «ФосАгро-Череповец». Судом нарушен ряд процессуальных прав ответчика, в частности, право представлять доказательство и знакомиться с доказательствами по делу до начала судебного разбирательства, приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, возражать против доводов других лиц. Судом непосредственно не были исследованы сами книги уведомлений. При подготовке апелляционной жалобы ОАО «ФосАгро-Череповец» ознакомилось с материалами дела, в том числе с книгой уведомлений, предоставленной только в суд. В результате анализа книги уведомлений ответчиком установлены следующие нарушения. Книга уведомлений формы ГУ-2-ВЦ является в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) недопустимым доказательством и не подтверждает уведомление ОАО «ФосАгро-Череповец» о подаче вагонов под погрузку или выгрузку. С учетом информации, содержащейся в книге, можно сделать вывод о том, что записи в нее вносились не в момент необходимого уведомления, а позже. Работа ОАО «ФосАгро-Череповец» по приему и передаче выгонов организована по графику. Несоблюдение сроков доставки грузов истцом влияет на занятость путей и порядок погрузки и разгрузки грузов на путях необщего пользования. Указание в актах общей формы причины его составления - неприем вагонов ОАО «ФосАгро-Череповец», не является доказательством вины ОАО «ФосАгро-Череповец», поскольку сами акты общей формы не содержат обстоятельств, которые послужили основанием для составления актов общей формы. Из анализа актов общей формы ОАО «ФосАгро-Череповец» сделало выводы, что истец ОАО «РЖД» составляет их не в момент «нарушения», а значительно позже, ведь акты общей формы предоставляются нашему предприятию подекадно, именно поэтому возражения составляют работники ОАО «ФосАгро-Череповец» сразу на все акты общей формы, которые им предоставлены единовременно. Подтверждением подачи вагонов для передачи владельцу путей необщего пользования является постановка состава на выставочный путь. Данный факт может быть подтвержден графиками исполнительской работы на путях станции Кошта. Данные документы отсутствуют в материалах дела.

В судебном заседании представитель апеллянта  поддержал изложенные в жалобе доводы.

ОАО «РЖД» в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании  просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ОАО «ФосАгро-Череповец» (Владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования                     ОАО «ФосАгро-Череповец» на станции Кошта Северной железной дороги от 13.07.2012 № 4-109 со сроком действия с 01.01.2013 по 31.12.2017.

По условиям договора производится эксплуатация принадлежащего Владельцу пути необщего пользования, примыкающего стрелкой № 2А съезда 2А/4А (участок 52) и стрелкой 6А съезда 6А/8А (участок 51) V главного пути станции Кошта. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 75 136,41 м.

В соответствии с параграфом 4 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на  любой из свободных путей № 12, 13, 14, 35, 36, 37, 38 сортировочно-отправочного парка № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 4, 15, 16 парка приема, № 3, 5, 7, 6, 8 приемо-отправочного парка станции Кошта, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.

В период 1, 2, 3 декады февраля 2014 года имели место случаи задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станции назначения. Кроме того, в первой декаде февраля 2014 года имелся случай задержки вагона, принадлежащего перевозчику, на станции назначения. Данные вагоны простаивали на путях общего пользования.

На основании пункта 9.1 параграфа 9 договора (с учетом протокола разногласий) «Владелец» уплачивает «Перевозчику» плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения вагонов на пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема на станции назначения и за время задержки в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика, по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2.

В соответствии с пунктом 9.3 параграфа 9 договора (с учетом протокола разногласий) Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой, утвержденным протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 12.12.2011 № 47. Плата начисляется за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца.

В связи с нахождением вагонов на путях станции Кошта в ожидании их подачи на пути необщего пользования истец начислил плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в сумме 157 руб. 06 коп. и плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станции (по ставкам договорного сбора за отстой) в сумме 794  446 руб. 80 коп.

Ответчик начисленные платы не оплатил, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

В связи с составлением расчета по каждому акту истец уточнил размер платы, просил взыскать 795 815 руб. 71 коп., в том числе плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в сумме 157 руб. 06 коп. и плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станции (по ставкам договорного сбора за отстой) в сумме 795  658 руб. 66 коп.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Отношения, возникающие между перевозчиком и грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) в случае неприема грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) прибывающих в его адрес вагонов и их простоем на путях общего пользования регулируются специальной нормой – статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав).

Статьей 39 Устава предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Из системного толкования приведенных положений видно, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. Данное толкование норм права нашло отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № ГКПИ10-1331.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за услугу по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включенную в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, устанавливается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

Однако в настоящее время размер такой платы не установлен. Кроме того, само понятие услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования гораздо шире, чем использование инфраструктуры вагонами, не принадлежащими перевозчику.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 № 14391/08 подтверждена позиция о правомерности взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанной в соответствии со статьей 39 Устава, при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.

В рассматриваемом случае стороны условиями договора (пункты 9.1 и 9.3 параграфа 9) согласовали уплачиваемые владельцем перевозчику платежи, определили механизм расчета платы.

Истец на основании пункта 9.1 параграфа 9 договора начислил плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в сумме 157 руб. 06 коп. Из расчета следует, что указанная плата начислена за один вагон № 94723012.

Поскольку стороны в договоре согласовали начисление платы с применением Тарифного руководства № 2, которым установлено, что плата индексируется, то истец правомерно применил коэффициент 3,159.

Ведомостью подачи и уборки вагонов № 200302, актом общей формы      № 2/1092 подтверждено нахождение данного вагона, принадлежащего          ОАО «РЖД», на путях общего пользования  станции Кошта (т.1, л.19-34, 33; т.2, л.20, 21).

С учетом вышеизложенного, требование о взыскании данной платы в сумме 157 руб. 05 коп. является обоснованным и правомерно удовлетворено судом.

Кроме того, истец на основании пункта 9.3 параграфа 9 договора начислил плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, на путях общего пользования станции Кошта в сумме 795 658 руб. 66 коп.

В силу части первой статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, на каждый случай задержки вагонов составляется акт общей формы с включением в него всех вагонов, готовых к подаче

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А13-12303/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также