Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А52-3600/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А52-3600/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 18 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарём судебного заседания Саакян Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Услуги ЖКХ» на решение Арбитражного суда Псковской области от 25 декабря 2014 года по делу № А52-3600/2014 (судья Яковлев А.Э.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Псковэнергосбыт» (1046000314238, ИНН 6027084016; город Псков, улица Заводская, дом 24; далее – ОАО «Псковэнергосбыт») обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Услуги ЖКХ» (ОГРН 1056000427801, ИНН 6027092730; город Псков, улица Новгородская, дом 8а; далее – ООО «Услуги ЖКХ») об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 26.05.2014 № 2-2014 к договору энергоснабжения от 05.10.2007 № 31-1085, путём принятия пункта 1 дополнительного соглашения в редакции истца, согласовывающего расчёты по договору в соответствии с установленными общедомовыми приборами учёта электрической энергии в рамках Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и в порядке, указанном в приложении № 2 к договору, а также о взыскании судебных расходов в сумме 24 000 руб.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 25.12.2014 заявленные требования удовлетворены.

ООО «Услуги ЖКХ» с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

ОАО «Псковэнергосбыт» в отзыве просит решение суда оставить без изменения.

Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, по договору энергоснабжения от 05.10.2007 № 31-1085 (далее – Договор энергоснабжения; лист дела 11) ОАО «Псковэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) обязалось осуществлять продажу ООО «Услуги ЖКХ» (потребитель) электрической энергии и через привлечённых третьих лиц обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, а ООО «Услуги ЖКХ» обязалось оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.

Согласно условиям указанного договора ООО «Услуги ЖКХ» приобретает электрическую энергию в целях предоставления собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома коммунальной услуги.

Пунктом 7.1 Договора энергоснабжения установлено, что определение количества потреблённой электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учёта электрической энергии, определённых Приложением № 2 к договору (лист дела 20).

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении») собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 01.07.2012 должны обеспечить оснащение домов приборами учёта электрической энергии, при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта.

В связи с тем, что в срок до 01.07.2012 ООО «Услуги ЖКХ» не выполнило указанные требования Закона «Об энергосбережении» по оснащению ряда объектов общедомовыми приборами учёта электрической энергии, в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» сетевой компанией – открытым акционерным обществом «МРСК Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада») были установлены общедомовые приборы учёта электрической энергии на ряде объектов, что повлекло соответствующие изменения и уточнения в Приложении № 2 к Договору энергоснабжения (по перечню приборов учёта, месту их нахождения, с добавлением формул и пояснений к ним, применяемых в расчётах объёма электрической энергии, подлежащего оплате ответчиком).

Руководствуясь пунктом 10 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», ОАО «МРСК Северо-Запада» 21.09.2012 направило в адрес ООО «Услуги ЖКХ» письмо, содержащее предложения об оснащении ряда объектов приборами учёта энергетической энергии, а также проект договора на установку этих приборов (лист дела 21).

Поскольку на данное предложение ООО «Услуги ЖКХ» не отреагировало, то ОАО «МРСК Северо-Запада» 18.02.2013 направило повторное уведомление о планируемой установке приборов учёта электрической энергии (лист дела 22). Это повторное уведомление также было оставлено без ответа.

Поскольку в срок до 01.07.2012 ООО «Услуги ЖКХ» не оснастило ряд домов общедомовыми приборами учёта электрической энергии, то ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществило установку общедомовых приборов учёта электрической энергии на этих домах. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» установленные приборы учёта были приняты в эксплуатацию 19.05.2014, что подтверждается актами допуска приборов в эксплуатацию (листы дела 24, 25).

После ввода приборов учёта в эксплуатацию ОАО «Псковэнергосбыт» письмом от 26.05.2014 № 861/ДО (получено ответчиком 04.06.2014; лист дела 9) направило в адрес ООО «Услуги ЖКХ» дополнительное соглашение от 26.05.2014 № 2-2014 к Договору энергоснабжения с предложением внести в договор изменения с учётом установленных и принятых в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии (лист дела 10). Ответа на это предложение истец не получил.

ОАО «Псковэнергосбыт» направило в адрес ООО «Услуги ЖКХ» претензию от 02.10.2014 № 1611/ДО с требованием подписать указанное дополнительное соглашение (лист дела 8). Претензия осталась без ответа.

Поскольку в досудебном порядке урегулировать возникшее разногласие по редакции дополнительного соглашения от 26.05.2014 № 2-2014 к Договору энергоснабжения с ответчиком не удалось, то ОАО «Псковэнергосбыт» обратилось в суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя этот иск, правомерно руководствовался следующим.

Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг № 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (пункт 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124).

ООО «Услуги ЖКХ» является управляющей организацией.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющая организация в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признаётся абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации, а не у собственников помещений жилого дома.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным этим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Исходя из статьи 426 ГК РФ и статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» договор энергоснабжения в силу его публичности должен заключаться и исполняться в соответствии  с правилами в сфере электроэнергетики, издаваемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 33 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии») договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме. При несогласии потребителя (покупателя) с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. В силу пункта 39 данного постановления гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

Пунктом 42 Постановления № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии» предусмотрено, что договор энергоснабжения  должен содержать порядок учёта электрической энергии (мощности) с использованием приборов учёта и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учёта, соответствующие требованиям раздела X настоящего постановления и включающие в том числе: порядок определения прибора учёта, показания которого используются при определении объёмов потребления электрической энергии, за которые осуществляются расчёты по договору.

В силу пункта 40 названного Постановления существенным условием договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются условия о порядке учёта электрической энергии с использованием приборов учёта и порядке взаимодействия сторон договора в процессе такого учёта, характеристики приборов учёта, имеющихся на дату заключения договора, а также обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учёта и условия о порядке определения объёма потребления электрической энергии в случае отсутствия приборов учёта и в иных случаях, когда в соответствии с настоящим документом подлежат применению расчётные способы.

В рассматриваемом случае до обращения в суд ООО «Услуги ЖКХ» не направляло в адрес истца протокол разногласий по представленному истцом дополнительному соглашению от 26.05.2014 № 2-2014 к Договору энергоснабжения. Вместе с тем в представленной в материалы дела переписке усматривается, что истцом неоднократно принимались меры по урегулированию возникших разногласий, при этом ответчиком не заявлялись какие-либо возражения на досудебной стадии урегулирования этого спора.

В апелляционной жалобе ООО «Услуги ЖКХ» ссылается на то, что спорные многоквартирные дома подлежат капитальному ремонту и поэтому на них не распространяются требования статьи 13 Закона «Об энергосбережении».

Данные доводы являются необоснованными.

В силу части 1 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.

Согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ).

Капитальный ремонт общего имущества в

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А13-13400/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также