Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А05-8481/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-8481/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,

при участии от мэрии города Архангельска Нечипоренко С.В. по доверенности от 15.01.2015, от Архангельской области в лице Министерства промышленности и строительства Архангельской области Марыгиной Е.В. по доверенности от 02.03.2015, а также от третьего лица лично Кость Евгений Степанович и его представитель Мовсесян А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской области в лице Министерства промышленности и строительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2014 года по делу № А05-8481/2014 (судья Бунькова Е.В.),

у с т а н о в и л:

мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, д. 5, далее – Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Правительству Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815, место нахождения: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр-кт, д. 49, далее - Правительство) о возложении на ответчика обязанности по передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Город Архангельск»  благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 72 кв.м, расположенного в черте г. Архангельска, отвечающего санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по                         г. Архангельску.

Определением от 07.11.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Архангельская область в лице Министерства промышленности и строительства Архангельской области (ОГРН 1072901007189, ИНН 2901164135, место нахождения: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр-кт, д. 49, далее - Министерство промышленности и строительства Архангельской области).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Кость Евгений Степанович, Архангельская область в лице Правительства Архангельской области и Архангельская область в лице Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.

Решением суда от 01 декабря 2014 года исковые требования Мэрии удовлетворены. Суд обязал Архангельскую область в лице Министерства промышленности и строительства Архангельской области в срок не позднее шестидесяти суток со дня вступления настоящего решения в законную силу передать в муниципальную собственность муниципального образования «Город Архангельск» благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м, расположенное в черте г. Архангельска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Архангельску. В удовлетворении иска к Правительству Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области отказал.

Министерство промышленности и строительства Архангельской области с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Реализация на территории Архангельской области государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, в том числе путем строительства (приобретения) жилых помещений для указанной категории граждан, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на данные цели в Федеральном фонде компенсаций и передаваемых в виде субвенций в областной бюджет. Средства субвенций, предоставленные из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений, становятся собственностью (частью казны) субъекта Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации. Бюджетные средства, направляемые на строительство (приобретение) жилых помещений на территориях муниципальных образований Архангельской области и предусмотренные на эти цели в Федеральном фонде компенсаций, зачисляются на лицевой счет министерства, открытый в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области для учета средств федерального бюджета. До указанного момента Министерство, являясь главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на приобретение (строительство) жилых помещений, объективно не может осуществлять свои бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в части планирования с учетом межбюджетного трансферта соответствующих расходов в пределах средств областного бюджета. В 2014 - 2015 годах бюджетные средства на строительство (приобретение) жилья для ветеранов боевых действий, указанных в статье 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) не предусмотрены. Таким образом, возможность реализации министерством полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам боевых действий в виде обеспечения последних жилыми помещениями в настоящее время отсутствует. Источник финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов жильем определен на законодательном уровне - им являются средства федерального бюджета, предусмотренные в Федеральном фонде компенсаций. Следовательно, вывод суда о том, Министерство является обязанным лицом по заявленному иску только на том основании, что Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, является ошибочным и неправомерным. По мнению апеллянта, суд ошибочно истолковал пункт 12 статьи 23.2 Закона о ветеранах, придя к выводу о том, что Архангельская область не передала муниципальному образованию «Город Архангельск» полномочия по получению субвенций из федерального бюджета в целях реализации мер социальной поддержки. Из искового заявления следует, что спорное жилое помещение не конкретизировано как объект права собственности. Также из решения не следует, что указанное жилье можно отнести к недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем. Иск о присуждении имущества может быть удовлетворен при наличии соответствующих правовых оснований, но при условии, если суд установит, что спорное имущество имеется в натуре, и им владеет ответчик. Присуждаемое имущество должно характеризоваться индивидуально-определенными признаками, предполагающими конкретизацию его места нахождения. В оспариваемом решении суд не указал данных сведений, тем самым нарушив нормы процессуального права. Информация о том, что присуждаемое жилое помещение находится в черте города Архангельска, и отвечает санитарно-техническим нормам и достигнутому уровню благоустройства, не соответствует указанным требованиям индивидуализации имущества, а только ограничивает множество гипотетических вариантов, не подтвержденных материалами дела.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.

Представитель Мэрии, Кость Евгений Степанович в судебном заседании  просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.04.2013 Октябрьским районным судом г. Архангельска по результатам рассмотрения дела № 2-1414/2013 принято решение об обязании Мэрии предоставить Кость Е.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м, расположенное в черте г. Архангельска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Архангельску.

Мэрия признана судом первой инстанции надлежащим ответчиком по делу ввиду того, что на момент постановки Кость Е.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанность по обеспечению жильем ветеранов боевых действий возлагалась на органы местного самоуправления.

Судами были установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Кость Евгений Степанович значится в списках граждан, признанных нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до                         01 января 2005 года.

Кость Е.С. 14.05.2012 выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета № 44/ф на общую сумму 613 800 руб.

Истец 13.02.2013 предоставил в ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельск» письменное заявление, в котором указал на возврат свидетельства вследствие того, что размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья, не соответствует рыночной стоимости соответствующего благоустроенного жилья в г. Архангельске, при этом одновременно просил ответчика (мэрию г. Архангельска) предоставить ему жилое помещение в натуре на состав семьи из 4-х человек.

По сообщению Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, в соответствии с Законом о ветеранах Кость Е.С., включен в областной регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветеран боевых действий с датой постановки на учет 20 января 1989 года.

По причине отказа от использования средств безвозмездной субсидии очередность Кость Е.С. перенесена в конец областного регистра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (номер очереди - 1229).

В силу статей 1 - 4, 13 - 24 Закона о ветеранах законодатель различает следующие категории граждан, имеющих различный объем социальной помощи: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (инвалиды войны), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 указанного Закона ветераны боевых действий - это военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

На основании статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненные к ним в установленном порядке лица; лица, пребывавшие в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, а также другие лица, принимавшие участие в боевых операциях по защите СССР; инвалиды I и II групп из числа военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее -                     ЖК РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании части 2 статьи 6 указанного Закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (т.е. за исключением лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).

С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2004          № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым Закон о ветеранах был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), определяющим порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А05-10809/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также