Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А13-10943/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-10943/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,

при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Солодягина А.В. по доверенности от 31.12.2014 № 286, от администрации Грязовецкого муниципального района представителя Третьяковой О.Л. по доверенности от 22.01.2015, от индивидуального предпринимателя Павловой Галины Львовны представителя Третьяковой О.Л. по доверенности от 13.03.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 декабря 2014 года по делу               № А13-10943/2014 (судья Киров С.А.),

установил:

 

Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525151968, ОГРН 1053500056136; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 постановления главы администрации Грязовецкого муниципального района (место нахождения: 162000, Вологодская область, Грязовецкий район, город Грязовец, улица Карла Маркса, дом 58;  ИНН 3509001355, ОГРН 1033500645463; далее – Администрация) от 20.01.2004 № 70  (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525237735, ОГРН 1103525003900; далее - Теруправление), индивидуальный предприниматель Павлова Галина Львовна (ИНН 352501083192, ОГРНИП 304352501500201; далее – Предприниматель), общество с ограниченной ответственностью «Комела Лес» (место нахождения: 162030, Вологодская область, Грязовецкий район, деревня Криводино, улица Комельская, дом 6; ИНН 3509009724, ОГРН 1093529000840; далее – Общество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576,                                ОГРН 1043500093889; далее – Управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области (место нахождения: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1; ИНН 7705401340,                        ОГРН 1027700485757; далее – Кадастровая палата), индивидуальный предприниматель Субботовская Светлана Евгеньевна (далее – ИП Субботовская С.Е.).

Решением от 11.12.2014 суд отказал в удовлетворении требований.

Департамент с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить, признать пункт 2 постановления главы администрации Грязовецкого муниципального района  от 20.01.2004 № 70,  недействительным, не соответствующий Лесному кодексу Российской Федерации (далее –  ЛК РФ).

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В рамках дела                       № А13-5776/2014 по заявлению  Предпринимателя о признании незаконным  отказа Теруправления в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 35:28:01 02 001:0009 представлен межевой план и землеустроительное дело. В состав указанных документов входит фрагмент материалов лесоустройства Грязовецкого государственного лесничества Слободского участкового лесничества, КСП «50 лет СССР». Спорный земельный участок находится в выделе 15 квартала 6 Слободского участкового лесничества, КСП «50 лет СССР». По данным государственного лесного реестра выдел 15 квартала 6 Слободского участкового лесничества, КСП «50 лет СССР» относится к категории земель - земли лесного фонда. На основании постановлений Администрации произведено изъятие спорного земельного участка из состава земель лесного фонда. Полномочия по отчуждению земельных участков из состава земель лесного фонда у органов местного самоуправления отсутствуют. Указанным постановлением нарушаются права и законные интересы Департамента в сфере экономической деятельности по реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Департамент не согласен с выводом суда о том, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости ввиду нижеследующего. Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли лесного фонда (статья 7). Каких-либо доказательств перевода земель лесного фонда в земли иных категорий Администрацией не представлено. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, о лесных участках. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 221-ФЗ)  осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков (статья 92 ЛК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Первоисточниками информации о правовом режиме земельных (лесных) участков и, как следствие, надлежащим доказательством отнесения земельных (лесных) участков к той или иной категории, видов их разрешенного использования и описания их границ являются и государственный лесной реестр, и государственный кадастр недвижимости, и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.09.2010 № Д23-3478. Спорный земельный участок в выделе 15 квартала 6 Слободского участкового лесничества, КСП «50 лет СССР» является ранее учтенным объектом недвижимости и включен в состав земель лесного фонда в сведениях государственного кадастра недвижимости, на него в установленном порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Вывод суда о том, что Департаментом пропущен срок оспаривания постановления № 70, не соответствует действительности, так как при получении сопроводительного письма Администрации от 31.01.2011 № 194 к нему не приложено спорное постановление, о его существовании Департаменту стало известно только при рассмотрении дела № А13-5776/2014 в 2014 году.

Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.

Администрация в отзыве на жалобу и ее представитель, а также представитель Предпринимателя в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение вопроса по жалобе оставлено на усмотрение суда.

Кадастровая палата представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Выслушав представителей Департамента, Общества и Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзывах на нее, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, пунктом 3 постановления Администрации от 10.07.2000 № 677 ИП Субботовской С.Е. из земель запаса района для эксплуатации и завершения строительства гостиничного комплекса на реке Комела предоставлен земельный участок в бессрочное пользование площадью 2,2582 га, из них лес (без права рубки) 1,8413 га, под дорогами 0,1674 га, под постройками 0,0395 га, под кустарником 0,2100 га, вблизи н.п.Троицкое Юровской администрации.

Постановлением главы администрации Грязовецкого муниципального района  от 20.01.2004 № 70  прекращено право бессрочного пользования земельным участком, с кадастровым номером 35:28:01 02 001:0009, площадью 22 582 кв.м, находящийся на  землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, Юровская сельская администрация, примерно в 1350 м  по направлению на северо-восток от н.п. Троицкое, предоставленного ИП Субботовской С.Е., проживающей по адресу: Вологодская область, город Вологда, Набережная 6 армии, дом 207а, квартира 5, для производственных нужд.

Пунктом 2 указанного постановления данный земельный участок предоставлен в собственность за плату Предпринимателю.

Считая, что пункт 2  названного постановления № 70 не соответствует требованиям закона, заявитель обратился в арбитражный суд с  настоящим заявлением.

Пунктом 2 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» полномочия Советов народных депутатов, предусмотренных статьями 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80, 90 Земельного кодекса РСФСР, связанных с распоряжением земельными участками, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее  - ЗК РФ),  предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР от  08.08.1978 леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

В соответствии со статьей 4 указанного Лесного кодекса единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного назначения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые, лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.

Статьей 6 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 распоряжение единым государственным лесным фондом отнесено к ведению СССР.

Согласно статье 94 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 № 1103-1 неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А05-12624/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также