Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А13-6372/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-6372/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гала-Сервис» Игнатьева М.В. по доверенности от 12.01.2015, от администрации города Вологды Чекмаревой А.Л. по доверенности от 27.02.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело № А13-6372/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Гала-Сервис» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2005, равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Гала-Сервис» (ОГРН 1063529005649, ИНН 3507303618, место нахождения: 160532, Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Окулово, д. 2, далее – Общество) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, далее – Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2005, равной его рыночной стоимости. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее – Департамент). Решением от 15 июля 2014 года суд установил с момента вступления решения суда в законную силу кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2005 в размере его рыночной стоимости, равной 4 492 000 руб. Администрация города Вологды (далее – Администрация) с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводились к следующему. Судом вынесено решение об изменении кадастровой стоимости земельных участков (соответственно изменении и размера арендной платы) без участия Администрации, как арендодателя и стороны договоров аренды. Уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка на территории муниципального образования «Город Вологда» увеличило размер выпадающих доходов бюджетов города Вологды. В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании, состоявшемся 28.01.2015, при применении апелляционным судом части 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено основание, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, связанное с принятием судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Администрации.

Поскольку указанные нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционный суд определением от 29.01.2015 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,                                     Администрацию, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены.

В судебное заседание 02.03.2015 Обществом представлен отчет оценщика от 12.02.2015 № 13/182, которым  рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату проведения кадастровой оценки (02.06.2012) определена в размере 4 936 999 руб. 20 коп. и экспертное заключение некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков» от  18.02.2015 № 225.

В связи с представлением указанных документов представитель Общества уточнил исковые требования,  просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2005, в размере его рыночной стоимости, равной 4 936 999 руб. 20 коп.

Уточнение иска, в отсутствие возражений со стороны представителя Администрации, судом апелляционной инстанции принято.

Кадастровая палата, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департамент надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.

Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Обществу на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка для строительства от 11.03.2008 № 01-171  принадлежит земельный участок, площадью 19 880 кв.м, с кадастровым номером: 35:24:0303006:2005, местоположение: примерно в 60 м по направлению от ориентира – жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Тепенькинская,                д. 23.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете «Красный Север» 18.01.2013), утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.

Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013.

Кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка составила 20 236 448 руб. 40 коп.

Общество не согласилось с результатами кадастровой оценки и привлекло независимого оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка от 10.03.2014 № 14, выполненным индивидуальным предпринимателем Силинской Надеждой Вячеславовной, являющейся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», рыночная стоимость земельного участка на дату кадастровой оценки (02.06.2012) составила 4 942 000 руб.   

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции Обществом уточнены исковые требования, истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2005, в размере его рыночной стоимости, равной 4 936 999 руб. 20 коп.

Суд апелляционной инстанции полагает, что требование истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008                    № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, на сегодняшний день Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»   (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно отчету оценщика от 12.02.2015 № 13/182 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату проведения кадастровой оценки (02.06.2012) составила 4 936 999 руб. 20 коп.

Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет от 12.02.2015 № 13/182 с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, приходит к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.

Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков» от  18.02.2015 № 225.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При рассмотрении дела ни ответчик, ни Администрация, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано истцом, ходатайств о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости не заявили, в связи с чем, суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости участка подтвержден совокупностью необходимых и достаточных доказательств, требование истца подлежит удовлетворению.

Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А66-14028/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также