Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А44-5273/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А44-5273/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.               при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 декабря 2014 года по делу № А44-5273/2014 (судья Аксенов И.С.),

 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Старорусмежавто» (ОГРН 1045300953565, ИНН 5322009656, место нахождения: 175200, г. Старая Русса, ул. Якутских Стрелков, д. 18, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с Новгородской области в лице  Департамента финансов Новгородской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 642 506 руб. 77 коп. убытков, возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2012 году федеральным и региональным льготникам права бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории Новгородской области. Из них, 758 443 руб. 72 коп. истец просил взыскать с Российской Федерации, а 884 063 руб. 05 коп. - с Новгородской области (с учетом неоднократного уточнения иска и субъектного состава лиц участвующих в деле).

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент транспорта и связи Новгородской области и Департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области.

Решением от 01 декабря 2014 года исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему. В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) расходы транспортных предприятий, связанные с установлением льгот или преимуществ для отдельных категорий граждан, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета публично-правового образования, нормативным правовым актом которого установлена данная льгота или преимущество. Порядок предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов утвержден администрацией Новгородской области. Убытки истца образовались в связи с неполным перечислением Департаментом труда и социальной защиты населения Новгородской области субсидии на возмещение недополученных доходов в соответствии с соглашением от 01.01.2012, заключенным Комитетом социальной защиты населения и Обществом. Суд ошибочно пришел к выводу, что меры социальной защиты, указанные в статье 3-1 областного закона от 11.11.2005 № 557-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», являются расходными обязательствами Российской Федерации. Денежные средства, необходимые для реализации мер социальной поддержки по обеспечению бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области из расчета две поездки в месяц туда и обратно, ежегодно предусматриваются в областном бюджете. Следовательно, убытки у истца возникли вследствие незаконного бездействия органов государственной власти, ответственных за формирование и исполнение бюджета публично-правового образования и выразились в ненадлежащем финансовом обеспечении публичных обязательств Новгородской области Таким образом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, Новгородская область по вопросу компенсаций выплаченных сумм в соответствии с соглашением от 01.01.2012 к Российской Федерации не обращалась, дополнительных средств не запрашивала.

Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области с решением суда также не согласилась, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, принять новый судебный акт, которым в иске к Новгородской области отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Согласно соглашению от 01.01.2012 № 117/2012, заключенному Департаментом труда и социальной защиты населения Новгородской области и Обществом, сторонами согласована сумма выплаты из областного бюджета в размере                        9 366 900 руб. Материалами дела подтверждено, что указанная сумма выплачена из областного бюджета в полном объеме. Каких-либо дополнительных соглашений между сторонами заключено не было. Департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области полностью исполнил возложенные на него обязанности перед истцом, денежные средства выплачены в полном объеме. К расходным обязательствам Российской Федерации относится финансирование льготных категорий граждан относящихся к федеральному регистру льготников (федеральные льготники). В спорный период денежные средства из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории Новгородской области не поступали. Все бремя по финансированию легло на областной бюджет, в том числе по федеральным льготникам. Областными нормативными правовыми актами, во исполнение федеральных законов, была установлена мера социальной поддержки в виде предоставления бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории Новгородской области, в том числе и в отношении граждан получающих льготы на основании федеральных законов, поддержка которых относится к полномочиям Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения. Апеллянт считает, что субъектом Российской Федерации - Новгородской областью обязательства по возмещение недополученных доходов (за тех льготных категорий граждан, обязательства за которые Новгородская область несет в силу областных и федеральных законов) исполнены полностью. Возникшая сумма задолженности перед истцом должна быть в полном объеме возмещена Российской Федерацией за счет средств федерального бюджета. 

Общество в отзыве отклонило доводы жалоб, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                 АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, 01.01.2012 Комитетом социальной защиты населения Новгородской области (далее - Комитет) и Обществом (Перевозчик) заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Комитет принял на себя обязательство в установленном порядке предоставить Перевозчику в 2012 году субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте внутриобластных междугородних маршрутов из расчета две поездки в месяц туда и обратно в соответствии с Областным законом от 11.11.2005 № 557-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и Областным законом от 08.09.2006 № 710-ОЗ «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями» в объеме                         9 366 900 руб. (т.1, л.8-23).

В соответствии с Областным законом от 11.11.2005 № 557-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» установлены правовые гарантии социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и граждан, приравненных к ним, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла), граждан, имеющих право на получение ежемесячных и (или) ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральными законами, местом жительства которых является территория Новгородской области.

Названным Областным законом мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области из расчета две поездки в месяц туда и обратно предоставлена реабилитированным лицам, труженикам тыла, ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним, гражданам, имеющим право на получение ежемесячным и (или) ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральными законами.

При этом, к последней категории, а именно к гражданам, имеющим право на получение ежемесячным и (или) ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральными законами относятся в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», Федеральным законом от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных расходов в реку «Теча», Федеральным законом от 10.01.2002                  № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»- инвалиды, лица, подвергшихся воздействию радиации, граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и иные лица, являющиеся субъектами правоотношений, регулируемыми названными федеральными законами.

В соответствии с Областным законом от 08.09.2006 № 710-ОЗ «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями» мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области из расчета две поездки в месяц туда и обратно, предоставлена ветеранам труда Новгородской области.

Постановлением администрации Новгородской области от 21.12.2011                     № 716 утвержден порядок предоставления в 2012 году субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов (далее - Порядок)

В силу пункта 5 Порядка перечисление субсидии перевозчику производится Комитетом исходя из суммы недополученных доходов на основании отчета о недополученных доходах, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов из расчета две поездки в месяц туда и обратно, составленного по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Ответчиками не оспаривается соблюдение истцом требований по предоставлению сведений и документов, установленных Порядком.

Ссылаясь на то, что затраты истца на бесплатную перевозку в 2012 году граждан, имеющим право на льготы, превысили размер компенсации, полученной им из бюджета Новгородской области, Общество обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву и по размеру и удовлетворил их  в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.

В соответствии со статьями 426 и 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В связи с принятием Закона № 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А66-14114/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также