Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А05-8924/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-8924/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 10 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Уютный город» Парфёнова О.В. по доверенности от 08.10.2014, от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Некрасова М.В. по доверенности от 28.01.2015 № 8-Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 декабря 2014 года по делу № А05-8924/2014 (судья Максимова С.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Уютный город» (ОГРН1132907000456, ИНН 2924005452; Архангельская область, город Шенкурск, улица им. профессора В.А. Кудрявцева, дом 5, корпус А; далее – Общество) обратилось в суд с иском к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее – Министерство) о взыскании убытков в сумме 3 040 502,28 руб., возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения.

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.12.2014 заявленные требования удовлетворены.

Министерство с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Министерства апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.

Министерство финансов Архангельской области сообщило в отзыве, что считает апелляционную жалобу обоснованной.

Министерство финансов Архангельской области извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» от 18.06.2013 № 66-шр (том 1, лист 34) Общество было определено в качестве единой теплоснабжающей организации для потребителей, расположенных на территории муниципального образования «Шенкурское» (далее – МО «Шенкурское»), получающих тепловую энергию. Пунктом 4 данного распоряжения было определено, что Общество несёт ответственность за надёжное и качественное теплоснабжение перед конечными потребителями тепловой энергии.

Согласно договору субаренды от 27.09.2013 (том 1, лист 40) Общество приняло во временное владение и пользование за плату от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный город» (далее – ООО «Управляющая компания «Уютный город») перечисленные в этом договоре здания котельных и теплотрассы, находящиеся в собственности МО «Шенкурское», с условием организации выполнения работ по предоставлению услуг теплоснабжения населению, проживающему на территории МО «Шенкурское».

Постановлением администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» от 10.09.2013 № 211-шп (том 1, лист 36) начало отопительного сезона 2013/14 года на территории МО «Шенкурское» установлено с 16.09.2013. В соответствии с приказом Общества от 13.09.2013 № 13 отопление жилого фонда и объектов социальной сферы начато с 16.09.2013 (том 1, лист 37).

Общество в ходе рассмотрения настоящего дела предоставило Министерству первичные бухгалтерские документы (квитанции по оплате), подтверждающие фактически оказанный населению объём услуг по теплоснабжению (1829,578 Гкал), за период с 16.09.2013 по 31.12.2013. Эти документы были проверены ответчиком, возражений по ним не заявлено.

Общество письмом от 13.09.2013 № 133 (том 1, лист 38) обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2013 год.

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10.12.2013 № 76-э/30 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом потребителям, расположенным на территории МО «Шенкурский муниципальный район». Установленные тарифы действуют с 17.12.2013 по 31.12.2013.

Поскольку разница в тарифах за период с 16.09.2013 по 31.12.2013 Обществу не была возмещена, то оно обратилось в суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя данный иск, правомерно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьёй 1069 ГК РФ предусмотрено, что внедоговорной вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).

Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесённых убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.

Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счёт казны.

По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).

Из анализа указанных норм права следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов, составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.

Статья 10 указанного Закона предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.

При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона № 190-ФЗ).

Областным законом Архангельской области от 02.07.2012 № 512-32-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций» (далее – Областной закон) определён перечень лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии в 2013 году.

Как указано в статье 6 данного Областного закона, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), осуществляется путём предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счёт средств областного бюджета (далее – субсидии).

Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Субсидии предоставляются в соответствии с договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключёнными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.

Приложением № 17 к Областному закону Архангельской области от 17.12.2012 № 603-36-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждён Порядок предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.2 данного Порядка в качестве базовых величин для расчёта размера субсидий принимаются:

а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без налога на добавленную стоимость; далее – НДС);

б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);

в) объём тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учёта тепловой энергии или в случаях, допускаемых Законом № 190-ФЗ, определённый расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Согласно статье 4 Областного закона в 2013 году право на льготы было предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.

В соответствии со статьёй 5 Областного закона основанием для предоставления льгот является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность).

В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Общество обладает статусом теплоснабжающей организации и является поставщиком коммунальных услуг.

Как указано выше, Общество приступило к теплоснабжению потребителей (населения) МО «Шенкурское» с 16.09.2013 и обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об утверждении тарифа.

В период с 16.09.2013 по 17.12.2013 тариф Обществу не был установлен.

Тарифы для Общества установлены постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10.12.2013 № 76-э/30: в размере 2776,27 руб./Гкал – экономически обоснованный тариф; в размере 1315 руб./Гкал – тариф для населения.

Общество применяло тарифы, которые были ранее установлены для ООО «Управляющая компания «Уютный город» постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 21.12.2012 № 97-э/12 (том 2, листы 22, 24). При этом поскольку ООО «Управляющая компания «Уютный город» осуществляло деятельность по упрощённой системе налогообложения, то Общество применяло тарифы за вычетом НДС.

Министерство в апелляционной жалобе ссылается на то, что подобное применение тарифов противоречит положениям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075

Эти доводы являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 5 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 данное постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы, за исключением тарифов на

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А66-8837/2014. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также