Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу n А13-4270. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-4270

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от открытого акционерного общества «Череповецгаз» Алексеева М.С. по доверенности от 16.05.2014 № 06-337, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Луковой И.С. по доверенности от 04.02.2014 № 483,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Череповецгаз» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 ноября 2014 года по делу № А13-4270/2014 (судья Киров С.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Череповецгаз» (ОГРН 1023501237638, ИНН 3528004778; Вологодская область, город Череповец, проспект Луначарского, дом 28; далее — ОАО «Череповецгаз») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее — Управление) о признании недействительным решения от 15.01.2014 № 197-10АМЗ/13.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Люблев Юрий Владимирович, Люблева Елизавета Юрьевна, Владимирова Любовь Николаевна, Люблева Полина Юрьевна, Люблева Лариса Валентиновна, Ханов Ильнар Рашитович, Пушкова Капитолина Ивановна.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10.11.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и недействительным решение Управления от 15.01.2014 № 197-10АМЗ/13 в части признания ОАО «Череповецгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») включением в технические условия требований о выполнении проекта газоснабжения специализированной проектной организацией. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.

ОАО «Череповецгаз» с данным решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в той части, в которой отказано в удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

Представитель ОАО «Череповецгаз» в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда отставить без изменений.

Люблев Ю.В., Люблева Е.Ю., Владимирова Л.Н., Люблева П.Ю., Люблева Л.В., Ханов И.Р. в отзыве выражают несогласие с решением суда в той его части, в которой отказано в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, Люблев Ю.В., Люблева Е.Ю., Владимирова Л.Н., Люблева П.Ю., Люблева Л.В., Ханов И.Р. ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Выслушав представителей ОАО «Череповецгаз» и Управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Люблев Ю.В., Люблева Е.Ю., Владимирова Л.Н., Люблева П.Ю., Люблева Л.В., Ханов И.Р., Пушкова К.И. (далее – Заявители) 11.12.2012 обратились в ОАО «Череповецгаз» с заявлениями о предоставлении технических условий (далее – ТУ) на подключение к газораспределительной сети объектов – не завершённых строительством индивидуальных жилых домов (том 1, лист 139; том 2, листы 3, 8, 13, 17, 22, 27).

ОАО «Череповецгаз» выдало заявителям ТУ от 27.12.2012 для присоединения объектов капитального строительства к газораспределительной сети (том 1, лист 114; том 2, листы 1, 6, 11, 15, 20, 25). Дополнительные ТУ подготовлены 09.04.2013 (том 1, лист 120). Во все ТУ были включены разделы: «Общие инженерные требования», «Основные требования (о проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ)», «Требования к охране окружающей среды», «Дополнительные требования (о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, а также на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа)». Кроме того, в ТУ отсутствовала информация о сроках подключения объектов капитального строительства Заявителей к сетям инженерно-технического обеспечения.

Заявители, не согласившись с содержанием ТУ, обратились в Управление с заявлением о злоупотреблении ОАО «Череповецгаз» своим доминирующим положением (том 1, лист 108).

Решением Управления от 15.01.2014 № 197-10АМЗ/13 (том 1, лист 32) ОАО «Череповецгаз» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, что выразилось во включении в ТУ требований, не предусмотренных законодательством, в результате чего ущемляются интересы Заявителей – потребителей услуг по технической эксплуатации объектов газораспределительной системы в границах города Череповца и Череповецкого района.

ОАО «Череповецгаз», не согласившись с данным решением Управления, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя это заявление, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 4, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 30), оценивая действия хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением, следует определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Доля ОАО «Череповецгаз» на товарном рынке в границах города Череповца и Череповецкого района составляет 100 %, что подтверждается аналитическим отчётом № 67 (13) и не отрицается ОАО «Череповецгаз».

В оспариваемом решении Управления в вину ОАО «Череповецгаз» вменено злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в предъявлении в ТУ потребителям (Заявителям) требований о проектировании газоснабжения, осуществлении строительно-монтажных работ, требований к охране окружающей среды, требований о заключении договоров на ведение технического и авторского надзора, договоров на техническое и аварийное обслуживание газопровода и газового оборудования, а также на пуск газа, договоров на транспортировку и поставку газа. Также в вину вменено отсутствие в ТУ информации о сроках подключения объектов капитального строительства Заявителей к сетям инженерно-технического обеспечения (том 1, лист 34).

Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение 14 дней по запросам, в том числе правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

Таким образом, данной нормой Кодекса установлено, что технические условия предусматривают:

-    максимальную нагрузку;

- сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечении;

-    срок действия технических условий.

В силу части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

Согласно части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

На основании этой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены:

- правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила определения и предоставления технических условий № 83/1);

- правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила подключения объекта капитального строительства к сетям № 83/2).

Согласно пункту 6 Правил определения и предоставления технических условий № 83/1 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали, то правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий № 83/1 установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса правообладателя земельного участка определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Пунктами 10, 11 Правил определения и предоставления технических условий № 83/1 предусмотрено содержание технических условий и информации о плате за подключение.

Так, согласно пункту 10 Правил технические условия должны содержать следующие данные:

-    максимальную нагрузку в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

-  срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Таким образом, содержание технических условий, установленное Правилами определения и предоставления технических условий № 83/1, соответствует их содержанию, предусмотренному приведённой выше частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно пункту 15 Правил определения и предоставления технических условий № 83/1 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такой порядок заключения и исполнения указанного договора установлен Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям № 83/2.

Согласно пункту 4 этих Правил подключение объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

- подачу заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объёма подключаемой нагрузки;

- заключение договора о подключении с учётом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя, при условии что срок действия технических условий не истёк;

- исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверку сторонами выполнения этих мероприятий;

- присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;

- выполнение условий подачи ресурсов.

В силу пункта 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям № 83/2 в соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу n А66-5972/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также