Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А05-11388/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 февраля 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-11388/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Весна» Парфенова О.В. по доверенности от 08.10.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2014 года по делу № А05-11388/2014 (судья Максимова С.А.),

у с т а н о в и л:

 

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253, место нахождения: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Весна» (ОГРН 1102907000668, ИНН 2924005220,  место нахождения: 165160, Архангельская обл.,  г. Шенкурск, Наводовское ш., д. 4, стр.1, далее - Общество) о взыскании 1 168 891 руб. 68 коп., из них: 1 149 399  руб. 78 коп. излишне перечисленной суммы субсидии «Дельта Т» за 2013 год, а также 19 491 руб. 90 коп. процентов (с учетом уточнения исковых требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Тегринское» (далее – Администрация).

Решением суда от 25 ноября 2014 года исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Департамента взыскано                           337 988 руб. 46 коп., в том числе: 332 352 руб. 32 коп. неосновательного обогащения, 5636 руб. 14 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.08.2014 по 20.10.2014. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 7139 руб. государственной пошлины.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права,  просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. Применение льготных тарифов на тепловую энергию и включение ответчиком в расчет фактической потребности в средствах субсидии формы «Ф-1 Дельта Т» объема тепловой энергии, отпущенной потребителю – обществу с ограниченной ответственностью «Саргинский КЛПХ» необоснованно и свидетельствует о нарушении Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии. Данное обстоятельство свидетельствует о завышении ответчиком в проверяемом периоде потребности в средствах субсидии и необоснованном получении им средств областного бюджета по муниципальному образованию «Попонаволоцкое» на сумму 5011 руб. 51 коп. Апеллянт считает неправомерным, что суд посчитал возможным применения к спорным отношениям сторон норматив, установленный ранее органами местного самоуправления (постановление муниципального образования от 26.01.2010              № 24). На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, начисление населению поселения «Тегринское» платы за коммунальную услугу в размере 812 035 руб. 95 коп. (не взысканных судом первой инстанции) по горячему водоснабжению с использованием неутвержденных в установленном порядке органами государственной власти Архангельской области нормативов потребления свидетельствует о нарушении ответчиком жилищного законодательства, условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Общество в отзыве и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апеллянт и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                   АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2012 Министерство (ранее именуемое Министерством энергетики и связи Архангельской области) и Общество заключили договор № 105-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории следующих муниципальных образований и городских округов (с учётом дополнительных соглашений): «Тегринское» муниципального образования «Вельский муниципальный район», «Шеговарское» муниципального образования «Вельский муниципальный район», «Ровдинское» муниципального образования «Вельский муниципальный район», «Попонаволоцкое» муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее - Договор).

Указанный договор заключен во исполнение областного закона от 17.12.2012 № 603-36-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - Закон о бюджете на 2013 год).

Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление истцом ответчику субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения  в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного Приложением 17 к Закону о бюджете на 2013 год.

Как следует из акта сверки взаимных расчетов, составленного между истцом и ответчиком по состоянию на 31.12.2014, представленных в материалы дела копий платёжных поручений, субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее – субсидия «Дельта Т») за 2013 год Министерство перечислило Обществу в полном объеме.

На основании распоряжения от 22.05.2014 № 248-р Министерством в период с 09.06.2014 по 30.06.2014 проведена проверка соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии «Дельта Т» за 2013 год.

По результатам указанной проверки составлен акт от 30.06.2014                             № 203/01-20/38.

В ходе проверки истцом установлено, что Общество одновременно является теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

По результатам проверки, среди прочего, истцом был выявлен факт применения неутвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Тегринское» и, следовательно, по мнению Министерства, неправомерного получения Обществом средств субсидии на сумму 835 673 руб. 05 коп.

Кроме того, истцом установлен факт применения ответчиком льготных тарифов на тепловую энергию и неправомерного, по мнению Министерства,  получения Обществом средств субсидии из областного бюджета в сумме                     230 703 руб. 36 коп., полученной на компенсацию убытков по пустующим объектам муниципального жилищного фонда по причине отсутствия нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах.

Обществом представлены в адрес истца возражения на указанный акт от 07.07.2014 (получены Министерством, согласно штампу входящей корреспонденции, 10.07.2014).

Рассмотрев указанные возражения, Министерство направило в адрес ответчика требование от 18.07.2014 № 203/06-04/4002 о возврате в областной бюджет 1 149 399 руб. 78 коп. субсидии «Дельта Т» в течение 15 дней со дня предъявления Министерством указанного письменного требования. Данное требование получено Обществом 23.07.2014 (согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении почтового отправления).

Поскольку Общество не выполнило указанное требование, истец обратился с рассматриваемым заявлением в суд.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их законными и обоснованными частично.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом.

Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в Кодексе.

В соответствии со статьями 309, 310 указанного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.

Согласно пункту 3.10 раздела 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок), теплоснабжающие организации несут ответственность за нецелевое использование субсидии и недостоверность представляемых в соответствии с настоящим порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субсидии.

Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области (пункт 3.12 раздела 3 Порядка).

В случае выявления, в том числе, Министерством нарушения данного Порядка и условий договоров  на возмещение убытков, соответствующий объём субсидии подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидии данного требования в установленный срок Министерство вправе обратиться с требованием о возврате субсидии в суд.

Министерство считает, что ввиду того, что нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению для  муниципального образования «Тегринское» муниципального образования «Вельский муниципальный район» в 2013 году не были утверждены Министерством, в отсутствие в жилых помещениях в указанном муниципальном образовании приборов учета, Общество не обладало правом на получение субсидии «Дельта Т» в связи с осуществлением горячего водоснабжения населения муниципального образования «Федорогорское» в 2013 году.

Как следствие, субсидия в сумме 835 673 руб. 05 коп. получена Обществом неправомерно.

Из материалов дела усматривается, что нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Тегринское» муниципального образования «Вельский муниципальный район» истцом, как уполномоченным органом, действительно установлено не было.

Вместе с тем, постановлением главы муниципального образования «Тегринское» от 26.01.2010 № 24 был утвержден норматив потребления на горячее водоснабжение для населения данного муниципального образования, и ответчиком он обоснованно применялся.

Данный норматив не был отменен, иных нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Тегринское» муниципального образования «Вельский муниципальный район» установлено не было.

Доводы апеллянта о невозможности применения норматива на горячее водоснабжение по постановлению от 26.01.2010 № 24 обоснованно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.

На момент принятия главой муниципального образования «Тегринское» постановления от 26.01.2010 № 24  часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) действовала в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ, устанавливающей право органов местного самоуправления утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Данное постановление в спорный период

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А05-11934/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также