Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А66-14656/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 февраля 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-14656/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «РИМ» Савченко Ю.М. по доверенности от 01.01.2015 № 08/ЮР,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 декабря 2014 года по делу № А66-14656/2014 (судья Пугачев А.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «РИМ» (ОГРН 1116952077406; ИНН 6950143632; место нахождения: 170001, город Тверь, проспект Калинина, дом 19; далее – ООО «РИМ», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ОГРН 1106952029315; ИНН 6950125150; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; далее – Росимущество, управление) о признании недействительным решения от 25.09.2014 № 4527-05 об отказе в выкупе земельных участков.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее – Главное управление).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 декабря 2014 года заявленные требования общества удовлетворены.

Росимущество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на необоснованность судебного акта. Указывает на то, что один из спорных земельных участков расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300084:0001, под которым расположен «Культурный слой г. Твери», кроме того, данный земельный участок находится на территории выявленного объекта историко-культурного наследия «Хломчатобумажный орден Ленина комбината». Также указывает на то, что другой спорный земельный участок находится в пределах береговой линии реки Тьмаки, что, по мнению ответчика, подтверждается письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Ропсрироднадзора) по Тверской области от 21.03.2008   № 284/232-з-а, а также схемой расположения объектов недвижимости. Ссылается на то, что наличие забора на спорном земельном участке документально заявителем не доказано.

ООО «РИМ» в отзыве и его представитель в судебном заседании опровергли доводы жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От Главного управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, акционерное общество закрытого типа «Тверской камвольный комбинат» (далее – ЗАО «Тверской камвольный комбинат») в 1993 году в порядке приватизации приобрело в собственность здания и сооружения комбината, расположенного по адресу: город Тверь, проспект Калинина, дом 13а.

Согласно кадастровому плану земельного участка, приватизированные объекты недвижимости (склад, здание цеха участка механизации, склад ГСМ, здание кузницы) находятся на земельном участке общей площадью 11 385 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300084:2. Цех крашения, здание прядильно-ткацкого производства, здание холодильно-компрессорного цеха, отделочный корпус находятся на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0300084:24.

В дальнейшем ЗАО «Тверской камвольный комбинат» по договору от 25.08.2014 продало ООО «РИМ» вышеуказанные здания, при этом к обществу   по договорам о передаче (уступке) прав и обязанностей арендатора от 25.08.2014 перешло право аренды спорных участков.

ООО «РИМ» 05.09.2014 обратилось в Росимущество с заявлением о приватизации спорных земельных участков.

Письмом от 25.09.2014 № 4527-05 управление отказало в приватизации спорных земельных участков, сославшись на то, что согласно заключению Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области на участке с кадастровым номером 69:40:0300084:0001 (в него входит участок с кадастровым номером 69:40:0300084:24) находится объект археологического наследия, который в силу пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) не подлежит отчуждению из государственной собственности; в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, на которых расположены объекты архитектурного наследия, ограничены в обороте; кроме того, часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300084:2 находится в пределах береговой черты реки Тьмаки.

Общество оспорило данный отказ ответчика в судебном порядке.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 5 статьи 36 указанного Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Довод управления о том, что поскольку один из спорных земельных участков с кадастровым номером 69:40:0300084:24 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300084:0001, под которым расположен «Культурный слой г. Твери», кроме того, данный земельный участок находится на территории выявленного объекта историко-культурного наследия «Хломчатобумажный орден Ленина комбината», то данный участок не подлежит отчуждению, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Согласно статье 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.

Исходя из статей 94, 99 ЗК РФ земли историко-культурного назначения, в том числе занятые объектами археологического наследия, являются землями особо охраняемых территорий. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

Согласно статье 49 Закона об объектах культурного наследия объекты археологического наследия находятся в государственной собственности; гражданский оборот такого объекта и земельного участка, в пределах которого он располагается, осуществляется раздельно. Собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого имеется объект археологического наследия, владеет, пользуется и распоряжается этим земельным участком с соблюдением условий, установленных названным Законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

Порядок использования объекта археологического наследия и земельного участка, в пределах которого он располагается, определяется в соответствии со статьями 48 – 54 Закона об объектах культурного наследия.

Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300084:24 из хозяйственного оборота не изъят, на нем находятся производственные здания общества, а законодательство не содержит запрета на оборот таких земельных участков.

На оснвоании требований пункта 3 статьи 63 Закона об объектах культурного наследия с обществом может быть заключено охранное обязательство по обеспечению сохранности названного памятника истории и культуры.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика не имелось оснований для отказа заявителю в выкупе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300084:24, на котором находятся принадлежащие обществу здания.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 № 3573/09.

В апелляционной жалобе управление ссылается на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300084:2 находится в пределах береговой линии реки Тьмаки, что подтверждается письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роприроднадзора) по Тверской области от 21.03.2008 № 284/232-з-а и схемой расположения объектов недвижимости.

Из схемы расположения объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0300084:2 усматривается, что данный земельный участок отделен от реки Тьмаки прибрежной полосой. При этом установить точную приближенность спорного земельного участка к реке по схеме невозможно.

В свою очередь, согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роприроднадзора) по Тверской области от 21.03.2008 № 284/232-з-а земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300084:0001, из которого впоследствии образован спорный земельный участок, расположен в 50-метровой прибрежно-защитной полосе реки Тьмаки.

Вместе

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А44-950/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также