Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А52-2653/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 февраля 2015 года

г. Вологда

Дело № А52-2653/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                 Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания            Леоновой А.В.

при участи от открытого акционерного общества «Племпредприятие «Псковское» Зарипова В.Р. по доверенности от 13.05.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 29 октября 2014 года по делу № А52-2653/2014 (судья Колесников С.Г.),

у с т а н о в и л :

 

открытое акционерное общество «Племпредприятие «Псковское» (место нахождения: 180502, Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, деревня Уграда; ОГРН 1056000308198; ИНН 6037001210; далее –  ОАО «Племпредприятие «Псковское», Общество) обратилось в  Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (Росимущество) (место нахождения: 109012, город Москва, Никольский переулок, дом 9; ОГРН 1087746829994; ИНН 7710723134; далее – Агентство) об оспаривании решения, выраженного в письме                        от 10.02.2014 № ПП-10/4910, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 60:18:0183101:13, общей площадью 117 496 кв.м., расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, деревня Уграда, а также о возложении обязанности на Агентство в порядке устранения нарушенных прав заявителя направить в адрес ОАО «Племпредприятие «Псковское» в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2014 по делу № А40-69962/14 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Псковской области.

К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (ОГРН 1096027012597; ИНН 6027122399; место нахождения: 180001, город Псков, улица Гоголя, дом 4; далее – Управление).

Решением суда требования удовлетворены.

Агентство и Управление в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают необоснованными выводы суда первой инстанции о соблюдении Обществом пунктов 1, 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475. Ссылаются на неполное выяснение судом обстоятельств дела. Агентство в апелляционной жалобе также указывает на возможное нарушение законодательства Российской Федерации при регистрации права собственности Общества на отдельные объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы апелляционных жалоб не признали, просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Агентство и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с чем жалобы рассмотрены в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником 19 объектов недвижимости, представляющих собой единый производственный комплекс, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, деревня Уграда, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (том 1, листы дела 27 – 46).

Основанием возникновения права собственности                                           ОАО «Племпредприятие «Псковское» на объекты недвижимости является  распоряжение от 19.11.2004 № 230-р Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Псковской области «Об условиях приватизации ФГУП «Псковское» по воспроизводству и реализации сельскохозяйственных животных» (далее – ФГУП «Псковское»), передаточный акт от 19.11.2004 о передаче соответствующего имущества (том 1, листы дела 46 – 58, 115 – 124).

Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером  60:18:0183101:13 площадью 117 496 кв.м., расположенном по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, деревня Уграда.

Данный земельный участок сформирован и передан по договору аренды ФГУП «Псковское» для производственных целей. После ликвидации указанного юридического лица земельный участок предоставлен                           ОАО «Племпредприятие «Псковское» как его правопреемнику на основании договора аренды от 07.07.2005 № 21 (том 1, листы дела 61 – 66).

Управление 20.12.2012 уведомило Общество об отказе от указанного договора аренды (том 1, лист дела 103).

Общество 23.12.2013, ссылаясь на положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), обратилось в Агентство с заявлением о приобретении права собственности  на земельный участок с кадастровым номером 60:18:0183101:13 (том 1, листы дела 18 – 58).

Письмом от 10.02.2014 № ПП-10/4910 Агентство сообщило Обществу об отказе в предоставлении земельного участка, мотивировав отказ несоответствием представленного пакета документов требованиям приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации           от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» по следующим основаниям:

- не представлен документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица;

- отсутствие сообщения, содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на запрашиваемом участке (пункт 8 Перечня);

- исходя из сведений публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не представляется возможным установить связь между принадлежащим заявителю недвижимым имуществом и испрашиваемым участком, а также сделать вывод об отсутствии на нем объектов недвижимости третьих лиц, что исключает возможность подтверждения наличия у заявителя исключительного права на приватизацию участка по статье 36 ЗК РФ;

- площадь объектов недвижимости заявителя значительно меньше площади запрашиваемого участка, необходимого для использования указанной недвижимости (том 1, листы дела 59 – 60).

ОАО «Племпредприятие «Псковское», считая указанный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанной нормы следует, что для признания действий должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – не соответствие действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов должника в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, предусмотрен статьей 36 ЗК РФ, в соответствии с частью 1 которой юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ и имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

При этом, как указано в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11, исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим объектом.

В силу положений указанной статьи ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее – Перечень), установлен приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011                № 475 «Об утверждении документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» (далее – Приказ № 475).

Как следует из материалов дела, с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок обратился генеральный директор Общества,  действующий от имени и в интересах организации без доверенности.

Исполнительный орган юридического лица не является его представителем в соответствии со статьей 53 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Общества отсутствовала обязанность по представлению документов, удостоверяющих личность представителя юридического лица, в силу подачи заявления не представителем, а единоличным исполнительным органом – директором.

Согласно пункту 8 Перечня к заявлению должно быть приложено сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении права, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых номеров и адресных ориентиров.

Вместе с тем указанный пункт не содержит конкретной формы указанного перечня и не содержит указания, что данный перечень должен быть представлен как самостоятельный документ.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2011 № Д23-5288, в связи с отсутствием в приказе № 475 конкретной формы указанного сообщения, оно может быть написано в свободной форме, следуя правилам и обычаям делового оборота.

Из материалов дела видно, что Обществом в числе прочих документов к заявлению приложены свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, содержащие адреса указанных объектов и их кадастровые номера, следовательно, суд первой инстанции правомерно посчитал требования пункта 8 Перечня выполненными со стороны ОАО «Племпредприятия «Псковское».

Суд первой инстанции обоснованно указал,  что ни Перечнем, ни другими нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность заявителя представлять какие-либо документы, подтверждающие, что на спорном земельном участке нет объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.

 Управление как территориальный орган Агентства, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в том числе спорного участка, осуществляет контроль за использованием государственных земель и безусловно владеет информацией об объектах, расположенных на указанных землях.

К тому же в силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона              от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и пунктами 2 Приказа № 475 государственный орган имел возможность и обязан был получить сведения об объектах недвижимости, расположенных на спорном участке, самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Доказательств, свидетельствующих о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, помимо заявителя, материалы дела не содержат.

Выводы подателей жалобы о значительном превышении запрашиваемой площади земельного участка над площадью, занимаемой принадлежащими Обществу объектами недвижимости как одном из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что чрезмерность запрашиваемой площади доказательственной базой не подтверждена.

В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь  определяются в соответствии с требованиями законодательства с учетом фактического землепользования.

Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки.

Следовательно,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А66-9891/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также