Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А52-695/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 февраля 2015 года

г. Вологда

Дело № А52-695/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 24 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания              Леоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы  общества с ограниченной ответственностью «Золотой ключик» на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 октября 2014 года и определение от 23 октября 2014 об отказе в разъяснении решения по делу № А52-695/2014 (судья Бударина Ж.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Золотой ключик» (ОГРН 1026000974273; ИНН 6027006160; место нахождения: 180006, город Псков, улица Волкова, дом 9; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Администрации города Пскова (ОГРН 1026000980246; ИНН 6027022362; место нахождения: 180000, город Псков, улица Некрасова, дом 22; далее – Администрация) по неформированию испрошенного земельного участка площадью около 800 кв.м., расположенного в городе Пскове рядом с домом № 9 по улице Волкова,  для строительства дома для гостей.  

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия (далее – Комитет по охране объектов культурного наследия). 

Решением суда от 06 октября 2014 года в удовлетворении требований отказано.

Общество обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о разъяснении решения суда.

Определением от  23 октября 2014 года в разъяснении решения отказано.

Заявитель в апелляционной жалобе на решение суда просит  решение суда отменить и требования удовлетворить, обязав Администрацию обеспечить выбор испрошенного земельного участка для строительства в соответствии с нормами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Указывает, что испрошенный земельный участок согласно Генплану города Пскова находится в границах функциональной зоны Ж-2, предназначенной для малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки зданиями в 2 – 4 этажа; указанный земельный участок согласно ПЗиЗ г. Пскова находится в границах территориальной зоны Ж-2, в которой строительство гостиниц отнесено к основному виду разрешённого использования земельных участков; суду не представлены доказательства существования такого объекта культурного наследия как памятник градостроительства «Исторический центр города Пскова», и Комитет признал, что  «Исторический центр города Пскова» не является объектом культурного наследия; к землям историко-культурного назначения, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, относятся земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0010209:9 и 60:27:0010301:13, располагающиеся в границах функциональной зоны Д-3; объекты археологии, входящие в «Культурный слой древнего Пскова» VШ-ХVП в.в. (в границах крепостной стены Окольного города. Прибрежной части Завеличья между р. Великой и ул. Горького) – это 15 памятников, занимающих площадь в несколько сотен квадратных метров,  в указанных границах построено около тысячи зданий и для каждого сформирован земельный участок;  решение суда должно быть принято на основе Генлана города Пскова и ПЗиЗ г. Пскова, а не на основе Проекта зон охраны 1995 года (или 2014 года).

В апелляционной жалобе на определение суда заявитель просит  определение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции  либо разрешить вопрос по существу, а именно: разъяснить, каким проектом  охранных зон  (утверждённым Псковским областным Собранием  депутатов 29.06.1995 или 26.12.2013) руководствовался суд в принятии этого решения и (2) в охранной зоне какого объекта культурного наследия находится (если находится) испрошенный Обществом земельный участок.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает,  что при наличии заключения Государственного комитета Псковской области по культуре, являющегося уполномоченным органом  исполнительной власти, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области  государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации на территории Псковской области о нахождении земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия и невозможности использования земельного участка для испрашиваемых целей, у ответчика отсутствовали правовые основания для осуществления действий. предусмотренных статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения и определения суда.

Как видно из материалов дела, Общество 13.11.2013 обратилось в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (далее – Комитет по имущественным отношениям) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства дома приема гостей, расположенного в городе Пскове рядом с домом № 9 по улице Волкова.

Заявление Общества направлено в Администрацию для осуществления выбора земельного участка, о чём Обществу сообщено письмом от 20.112013              № 1/4п-11842.

Письмом от 09.01.2014 № 1/4-4 Комитет по имущественным отношениям сообщил Обществу о получении от Администрации заключения  Государственного комитета Псковской области по культуре о невозможности использования испрашиваемого земельного участка для строительства с приложением копии письма Государственного комитета Псковской области по культуре от 20.12.2013 № КТ-01-3426.

Указанным письмом Государственный комитет Псковской области по культуре  сообщил, что на запрашиваемом земельном участке, расположенном в охранной зоне, строительство капитальных объектов не предусмотрено Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утверждённым решением областного Собрания депутатов от 29.06.1995; кроме того, указанный земельный участок расположен в границе территории памятника археологии - «Культурный слой древнего Пскова» VШ-ХVП в.в., включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьёй 64 Федерального закона от 25.06.2001 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнительном и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 13 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР»; согласно пункту 2 статьи 35 Закона № 73-ФЗ на  территории памятника проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ запрещено.

Считая, что действия (бездействие) Администрации  по неформированию земельного участка нарушают права и законные интересы ООО «Золотой ключик», заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне на территории памятника культуры федерального значения «Культурный слой древнего Пскова» VШ-ХVП в.в. и в охранной зоне  объекта культурного наследия  федерального значения «Ансамбль Кремля».

Апелляционный суд считает указанные выводы обоснованными.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Постановлением администрации Псковской области от 06.12.2007 № 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок), согласно пункту 3.2 которого Администрация является тем органом, который обеспечивает выбор земельного участка с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями.

Постановлением администрации Псковской области от 01.11.2013 № 510 полномочия по государственной охране объектов культурного наследия переданы  Государственному комитету Псковской области по охране объектов культурного наследия.

Согласно статье 5 Закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.

Пунктом 1 статьи 34 Закона № 73-ФЗ  установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Таким образом, в границах охранных зон строительство запрещено.

Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 34 Закона № 73-ФЗ). 

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 Закона № 73-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008      № 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 794 «О внесении изменений в Положение

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А13-10168/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также