Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А13-4608/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 февраля 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-4608/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 ноября 2014 года по делу № А13-4608/2013 (судья Селиванова Ю.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

администрация города Вологды (ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; далее — администрация) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее — Управление) о признании недействительными решения от 15.04.2013 № 10-15/13 и предписания от 15.04.2013 № 10-15/13.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД»), закрытое акционерное общество «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА» (далее — ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА», агентство), общество с ограниченной ответственностью «Камелот» (далее — ООО «Камелот», общество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее — ТУ Росимущества в Вологодской области), Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее — Департамент), Петров Олег Юрьевич.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27.11.2014 заявленные требования удовлетворены.

Управление с данным решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное применение норм материального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 35:24:0501004:0014, площадью 147 779 кв.м, место положения участка: примерно в 53,00 м по направлению на запад от ориентира — жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: город Вологда, улица Молодёжная, дом 8, является собственностью Российской Федерации.

На основании договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, от 13.09.2007 № 145 (том 1, листы 56-63), заключённого ТУ Росимущества в Вологодской области с ОАО «РЖД», вышеназванный земельный участок передан в аренду ОАО «РЖД» сроком на 49 лет.

Администрация 25.10.2012 выдала ООО «Камелот» разрешение № 364 на установку на этом земельном участке рекламной конструкции в виде рекламного щита (том 1, листы 16, 17).

Управлением на основании заявления Петрова О.Ю. приказом от 06.03.2013 № 53 в отношении администрации возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закона № 135-ФЗ).

По результатам рассмотрения дела Управлением принято решение от 15.04.2013 № 10-15/13 (том 1, лист 10), которым администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, поскольку выдача разрешения № 364 на установку рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, без проведения торгов не соответствует положениям части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ), ведёт к ограничению конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы в городе Вологде. Дело в отношении ОАО «РЖД» и ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА» прекращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.

На основании данного решения Управление выдало заявителю предписание от 15.04.2013 № 10-15/13 (том 1, лист 14), согласно которому администрации необходимо в срок до 15.05.2013 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе аннулировать разрешение № 364 на установку рекламной конструкции, выданное с нарушением части 5.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ.

Администрация, не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя это заявление, правомерно руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ установлено, что целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 15 этого же Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Закреплённые в приведённой норме запреты распространяются прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В оспариваемом в рамках настоящего дела решении Управления усматривается, что антимонопольный орган считает не соответствующей положениям части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ и части 5.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ выдачу администрацией разрешения № 364 на установку рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, без проведения торгов.

В статье 19 Закона № 38-ФЗ указано, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с её собственником (пункт 1).

Согласно части 5 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами названного Закона и гражданского законодательства.

Частью 5.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 6 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установлено, что в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 названной статьи.

В соответствии с частью 9 этой же статьи указанного Закона (в редакции, действующей в спорный период) установка допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Из материалов дела следует, что земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, передан ОАО «РЖД» в аренду на основании договора от 13.09.2007 № 145, по условиям пункта 4.3.2 которого арендатор имеет право в пределах срока договора аренды передавать участки в субаренду гражданам и юридическим лицам без согласия его собственника при условии уведомления арендодателя.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности и свободы договора. Произвольное вмешательство в частные дела не допускается, а субъекты гражданского права свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Нормативные требования к аренде установлены в главе 34 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 615 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В целях упорядочения организации и осуществления рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО «РЖД» с 01.01.2007 введено в действие Положение № 2612р, которое регламентирует порядок осуществления рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО «РЖД», порядок установки рекламных конструкций, размещения рекламной информации на объектах ОАО «РЖД», порядок взаимодействия филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД», управляющей организации, рекламных агентств, рекламодателей, порядок отчетности и контроля за рекламно-информационной деятельностью на объектах ОАО «РЖД» (пункт 1).

При этом рекламно-информационная деятельность на объектах ОАО «РЖД» имеет специальные ограничения, обусловленные особым режимом использования объектов федерального железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 5 Положения № 2612р демонтировать, эксплуатировать и осуществлять техническое обслуживание рекламных конструкций на объектах ОАО «РЖД» имеет право только управляющая организация либо организация, имеющая договор с управляющей организацией. ОАО «РЖД», филиалы и другие структурные подразделения ОАО «РЖД» имеют право разрешать установку на объектах ОАО «РЖД» рекламных конструкций только управляющей организации либо организации, имеющей договор с управляющей организацией (пункт 6).

Таким образом, на основании установленного в Положении № 2612р специального порядка размещения рекламных конструкций на объектах ОАО «РЖД», к которым относится движимое и недвижимое имущество, принадлежащее ОАО «РЖД» на праве собственности, а также ином вещном праве, суд первой инстанции правильно указал, что исключительным правом установки рекламных конструкций на названных объектах обладает управляющая организация, а в случае, если рекламную конструкцию устанавливает не управляющая организация, для такой установки необходим, в частности, договор с управляющей организацией. При этом проведение каких-либо торгов с целью заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с третьими лицами названное Положение не предусматривает.

Суд первой инстанции установил, что на основании Положения № 2612р и с целью выбора управляющей организации для заключения долгосрочного договора на осуществление рекламно-информационной деятельности на указанных объектах проведён закрытый конкурс, с победителем этого конкурса (ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА», Агентство) ОАО «РЖД» заключило генеральный договор на осуществление рекламно-информационной деятельности от 28.09.2006 № 623 К/Т. Согласно пункту 1.2 генерального договора ОАО «РЖД» предоставляет, а Агентство принимает право на осуществление рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО «РЖД» в течение всего срока действия настоящего договора. В пункте 2.2 названного договора определено, что объектами ОАО «РЖД» является имущество, принадлежащее ОАО «РЖД» на правах владения, пользования и/или на праве собственности, и ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА» вправе заключать гражданско-правовые договоры с третьими лицами в рамках осуществления деятельности, предусмотренной генеральным договором (пункт 4.1.5).

В дальнейшем на основании положений генерального договора ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА» заключило договор с ООО «Камелот» от 01.11.2011 № 354/КТЛ, наделив его частью полномочий на осуществление рекламно-информационной деятельности на объектах

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А13-13739/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также