Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А44-4496/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 февраля 2015 года

г. Вологда

Дело № А44-4496/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» Кондратьевой М.С. по доверенности от 27.10.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 октября 2014 года по делу № А44-4496/2014 (судья Ларина И.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее – ОАО «ТГК-2», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ОГРН 1025300795552; ИНН 5321047553; место нахождения: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 3; далее – управление, УФАС) от 14.07.2014 исх. № 3868/02 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Великий Новгород», при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего с требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород»).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «ТГК-2» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на необоснованность вывода суда о соблюдении третьим лицом Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок № 1), так как уведомления об ограничении подачи газа и о его полном прекращении могут быть направлены последовательно в случае просрочки оплаты за один и тот же и следующий за ним расчетный период. В данном случае на момент направления уведомления о прекращении подачи газа, задолженность за март 2014 год была полностью погашена. Заявитель так же полагает, что Порядок № 1 на него распространяется и он относится к льготной категории потребителей. Кроме того, ОАО «ТГК-2» считает необоснованным вывод суда о том, что письма ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» не могут быть расценены как предупреждение об ограничении (прекращении) подачи газа, поскольку фактического ограничения и прекращения подачи газа не последовало.

Управление в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, так как со стороны заявителя имело место неоднократное нарушение сроков оплаты газа в 2014 году.

От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, полагает, что общество относиться к категории организаций поставки газа которым не могут быть прекращены.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 13.05.2014 ОАО «ТГК-2» обратилось в управление с заявлением о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» допустило злоупотребление своим доминирующим положением, выразившееся в направлении в адрес ОАО «ТГК-2» уведомления от 07.05.2014 о введении режима ограничения подачи газа с 10 часов с 15.05.2014 по договорам поставки газа от 15.10.2012 № 34-5-005/13 и от 14.11.2013 № 34-5-005/13-Д (т. 2, л.16) в отсутствие законных оснований.

Далее, обществом получено уведомление от 02.07.2014 о полном прекращении подачи газа.

ОАО «ТГК-2» 04.07.2014 обратилось в управление с заявлением о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» допустило злоупотребление своим доминирующим положением, выразившееся в направлении в адрес ОАО «ТГК-2» уведомления от 02.07.2014 о введении режима полного прекращения подачи газа по указанным договорам (т. 2, л. 17) в отсутствие законных оснований.

Управлением 14.07.2014 вынесено решение по результатам рассмотрения заявлений, которым отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород», в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).

ОАО «ТГК-2» не согласилось с указанным решением и оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона № 135-ФЗ основанием для возбуждения дела является, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из содержания части 5 статьи 44 Закона № 135-ФЗ следует, что при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение материалов или заявления к его компетенции и устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, определяет нормы, которые подлежат применению.

Согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в том числе, в случае отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из материалов дела следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В настоящем деле оспариваемое решение УФАС принято в отношении обращения заявителя после получения им писем о возможном ограничении режима поставки газа и о полном прекращении поставки газа в связи с наличием задолженности.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение этого закона.

Статьей 25 Закона № 69-ФЗ установлено, что при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162).

В силу пункта 5 Правил № 162, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Пунктом 34 Правил № 162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо - и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению 1, а также в договоры поставки газа согласно приложению 2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению 3, заключаемые газо - и энергоснабжающими организациями независимо от организационно - правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно - энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно - исполнительной системы и государственной противопожарной службы).

Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, на ОАО «ТГК-2» данное постановление не распространяется.

Помимо этого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов - Порядок № 1. Данный порядок определяет последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 ГК РФ при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором) и распространяется на отдельную категорию потребителей.

Договорами на поставку газа от 15.10.2012 № 34-5-005/13 и от 14.11.2013 № 34-5-005/14-Д между ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» и ОАО «ТГК-2» установлено, что расчеты за природный газ осуществляются сторонами в соответствии с Порядком расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 294 (далее – Порядок № 294).

Согласно пункту 1 Порядка № 294, им устанавливаются правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа.

В силу пункта 3 Порядка № 294 оплата потребителями природного газа на территории Российской Федерации осуществляется следующим образом:

- 35 процентов плановой общей стоимости планового объема

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А52-3389/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также