Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А44-4496/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 10 февраля 2015 года г. Вологда Дело № А44-4496/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года. В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., при участии от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» Кондратьевой М.С. по доверенности от 27.10.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 октября 2014 года по делу № А44-4496/2014 (судья Ларина И.Г.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее – ОАО «ТГК-2», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ОГРН 1025300795552; ИНН 5321047553; место нахождения: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 3; далее – управление, УФАС) от 14.07.2014 исх. № 3868/02 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Великий Новгород», при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего с требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород»). Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. ОАО «ТГК-2» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на необоснованность вывода суда о соблюдении третьим лицом Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок № 1), так как уведомления об ограничении подачи газа и о его полном прекращении могут быть направлены последовательно в случае просрочки оплаты за один и тот же и следующий за ним расчетный период. В данном случае на момент направления уведомления о прекращении подачи газа, задолженность за март 2014 год была полностью погашена. Заявитель так же полагает, что Порядок № 1 на него распространяется и он относится к льготной категории потребителей. Кроме того, ОАО «ТГК-2» считает необоснованным вывод суда о том, что письма ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» не могут быть расценены как предупреждение об ограничении (прекращении) подачи газа, поскольку фактического ограничения и прекращения подачи газа не последовало. Управление в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, так как со стороны заявителя имело место неоднократное нарушение сроков оплаты газа в 2014 году. От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, полагает, что общество относиться к категории организаций поставки газа которым не могут быть прекращены. Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, 13.05.2014 ОАО «ТГК-2» обратилось в управление с заявлением о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» допустило злоупотребление своим доминирующим положением, выразившееся в направлении в адрес ОАО «ТГК-2» уведомления от 07.05.2014 о введении режима ограничения подачи газа с 10 часов с 15.05.2014 по договорам поставки газа от 15.10.2012 № 34-5-005/13 и от 14.11.2013 № 34-5-005/13-Д (т. 2, л.16) в отсутствие законных оснований. Далее, обществом получено уведомление от 02.07.2014 о полном прекращении подачи газа. ОАО «ТГК-2» 04.07.2014 обратилось в управление с заявлением о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» допустило злоупотребление своим доминирующим положением, выразившееся в направлении в адрес ОАО «ТГК-2» уведомления от 02.07.2014 о введении режима полного прекращения подачи газа по указанным договорам (т. 2, л. 17) в отсутствие законных оснований. Управлением 14.07.2014 вынесено решение по результатам рассмотрения заявлений, которым отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород», в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). ОАО «ТГК-2» не согласилось с указанным решением и оспорило его в судебном порядке. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона № 135-ФЗ основанием для возбуждения дела является, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Из содержания части 5 статьи 44 Закона № 135-ФЗ следует, что при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение материалов или заявления к его компетенции и устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, определяет нормы, которые подлежат применению. Согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в том числе, в случае отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства. Из материалов дела следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. В настоящем деле оспариваемое решение УФАС принято в отношении обращения заявителя после получения им писем о возможном ограничении режима поставки газа и о полном прекращении поставки газа в связи с наличием задолженности. В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение этого закона. Статьей 25 Закона № 69-ФЗ установлено, что при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162). В силу пункта 5 Правил № 162, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В силу статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Пунктом 34 Правил № 162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо - и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению 1, а также в договоры поставки газа согласно приложению 2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению 3, заключаемые газо - и энергоснабжающими организациями независимо от организационно - правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно - энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно - исполнительной системы и государственной противопожарной службы). Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, на ОАО «ТГК-2» данное постановление не распространяется. Помимо этого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов - Порядок № 1. Данный порядок определяет последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 ГК РФ при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором) и распространяется на отдельную категорию потребителей. Договорами на поставку газа от 15.10.2012 № 34-5-005/13 и от 14.11.2013 № 34-5-005/14-Д между ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» и ОАО «ТГК-2» установлено, что расчеты за природный газ осуществляются сторонами в соответствии с Порядком расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 294 (далее – Порядок № 294). Согласно пункту 1 Порядка № 294, им устанавливаются правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа. В силу пункта 3 Порядка № 294 оплата потребителями природного газа на территории Российской Федерации осуществляется следующим образом: - 35 процентов плановой общей стоимости планового объема Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А52-3389/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|