Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А13-9206/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 февраля 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-9206/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 06 февраля 2015 года.

         Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Виноградова О.Н. и Козловой С.В.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Малиновой О.А.,

         при участии от Общества Онучиной О.Н. по доверенности от 01.12.2014, от Инспекции Мазаева Ю.С. по доверенности от 26.01.2015 № 16,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества «САБ» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2014 по делу                         № А13-9206/2014 (судья Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «САБ» (место нахождения: 160031,                     г. Вологда, ул. Чехова, д. 3а, кв. 3; ОГРН 1083529000610; ИНН 3507305541; далее – Общество, ЗАО «САБ») и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (место нахождения: 160000,  г. Вологда, ул. Герцена, д. 1; ОГРН 1043500095737; ИНН 3525022440; далее – Инспекция) обратились в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2014 по заявлению Общества, уточнённому в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Инспекции о признании недействительным решения от 25.06.2014 об отказе в государственной регистрации создания юридического лица.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Алипова Полина Сергеевна (адрес: 160004, г. Вологда, ул. Кирова, д. 64, кв. 29).

Решением суда от 03.12.2014 иск удовлетворён. Суд признал не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) и незаконным решение Инспекции от 25.06.2014 № 8627 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ФОРМАТ» (далее – ООО «ФОРМАТ»), обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путём повторного рассмотрения заявления от 18.06.2014 (входящий № 8627) в порядке, установленном названным Законом; взыскал с Инспекции в пользу Общества 2000 руб. государственной пошлины.

Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, просит его изменить в части понуждения Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путём повторного рассмотрения заявления от 18.06.2014 (входящий № 8627) в порядке, установленном названным Законом, и принять в указанной части новый судебный акт о понуждении Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путём внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании юридического лица - ООО «ФОРМАТ» на основании поданных документов по заявлению от 18.06.2014 с входящим № 8627. Доводы жалобы сводятся к тому, что предложенный им способ устранения нарушения права соответствует Закону  № 129, а суд вышел за пределы рассматриваемых требований, указав иной способ устранения нарушенного права, нежели тот, который имеется в уточнённом заявлении.

  Инспекция с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить и отказать в удовлетворении требований. Апеллянт утверждает, что адрес места нахождения заявителя, указанный в документах на государственную регистрацию, указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, поскольку адресом регистрации вновь создаваемого юридического лица (ООО «ФОРМАТ») является:                         г. Вологда, ул. Чехова, д. 3а, кв. 3, по которому на тот момент зарегистрировано 11 юридических лиц, руководителем части из них являлся Белов Д.Н., который также значится ещё руководителем 50 организаций, зарегистрированных по различным адресам, в том числе за пределами г. Вологды. Ссылается на то, что ни одна из организаций, зарегистрированных по вышеуказанному адресу, в нарушение пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации не представила сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, что, по мнению Инспекции, свидетельствует об отсутствии фактической деятельности этих организаций. Считает, что юридическое лицо не может быть зарегистрировано в жилом помещении.

В судебном заседании представитель Общества доводы, изложенные в своей жалобе, поддержал, в отзыве и в устном выступлении с доводами жалобы Инспекции не согласился.

Представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы Общества, доводы, изложенные в своей жалобе, поддержал.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу Инспекции просит её оставить без удовлетворения, а в отзыве на жалобу Общества – признать обоснованной.

Третье лицо надлежащим образом извещёно о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.06.2014 руководитель ЗАО «САБ» направил в Инспекцию заявление о регистрации юридического лица – ООО «ФОРМАТ» при создании (форма           № Р11001), к которому приложены следующие документы: документ об уплате государственной пошлины, решение о создании юридического лица, устав, акт, гарантийное письмо, копия свидетельства о государственной регистрации права, копия доверенности.

Заявление и указанные документы поступили в Инспекцию 18.06.2014 (входящий № 8627).

По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией 25.06.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО «ФОРМАТ».

Общество, считая данный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными в полном объёме, указав на то, что регистрирующим органом  не подтверждено наличие изложенных в обжалуемом решении оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

В силу пункта  4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи в государственные реестры, являющиеся федеральными информационными ресурсами, вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом (пункт 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Особенности правового положения юридических лиц в форме общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации определяет Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Пунктом 2 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Основания отказа в государственной регистрации перечислены в статье 23 Закона № 129-ФЗ. Отказ в государственной регистрации допускается в том числе при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а именно об адрес (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; при наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации - о месте жительства управляющего или месте нахождения управляющей организации (подпункт «р» пункта 1).

Суд первой инстанции установил, что Общество при обращении с заявлением от 18.06.2014 предоставило весь пакет документов, предусмотренный статьей 12 Закона № 129-ФЗ, указанный в документах адрес регистрации является адресом учредителя и управляющей организации созданного юридического лица.

Ссылка Инспекции на то, что отказ в регистрации правомерен, поскольку адресом регистрации вновь создаваемого юридического лица является адрес, по которому зарегистрировано 11 юридических лиц, а руководителем части из них является Белов Д.Н., отклоняется.

В силу пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61) при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129 вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтверждённой информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);              2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;             4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.

Согласно пункту 3 Постановления № 61 регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона № 129-ФЗ, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Если

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А13-10655/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также