Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А13-7273/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 января 2015 года

г. Вологда

  Дело № А13-7273/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 29 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческой компании «Старт» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 октября 2014 года по делу № А13-7273/2014 (судья Лукенюк О.И.),

у с т а н о в и л:

областное государственное казенное учреждение «Костромаавтодор» (место нахождения: 156012, г. Кострома, ул. Костромская, д. 61; ОГРН 1034408610136, ИНН 4400000299; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческой компании «Старт» (место нахождения: 162510, Вологодская обл., пгт. Кадуй, ул. Чапаева, д. 13; ОГРН 1023502289293, ИНН 3524008122; далее - Общество) о взыскании вреда, причиненного транспортными средствами при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, в размере 14 162 руб.

Решением суда от 20.10.2014 заявленные требования удовлетворены полностью. С Общества в пользу Учреждения взыскано 14 162 руб. в возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов. Также с ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 2000 руб.

Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, в котором указывается, что разрешенная масса 5 и 6 осного автопоезда составляет 40 т.

Учреждение в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражало.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Общество и Учреждение направили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствии их представителей. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области при осуществлении весового контроля транспортных средств, перевозящих грузы по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, был установлен факт несанкционированного (без специального разрешения) провоза водителем Пивковым А.С. тяжеловесного груза автотранспортным средством Скания 144/530, государственный регистрационный знак В350КА35, прицеп (полуприцеп) ВАКЕНХУТ, государственный регистрационный знак АК3187 35, водителем Родинцевым Н.А. тяжеловесного груза автотранспортным средством МАЗ 543205220, государственный регистрационный знак А305УТ35, прицеп (полуприцеп) МАЗ 938662040, государственный регистрационный знак АК3190 35, принадлежащими ответчику, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов с нарушением установленных требований.

Фактическая нагрузка транспортного средства Скания 144/530 по осевым нагрузкам согласно акта от 06.06.2011 № 857 составила: на второй оси 10,59 т при допустимой 10,00 т.

Превышения по общей массе транспортного средства не установлено, так как при допустимой массе 38,00 т установлена масса 35,25 т, о чем составлен акт от 06.06.2011 № 857, подписанный водителем Пивковым А.С.

В акте от 24.06.20114 № 998 имеется ссылка на то, что взвешивание транспортного средства произведено с применением весов ВА-15С-3 № 973, № 839.

Первый экземпляр акта от 24.06.20114 № 998 с реквизитами для оплаты вручен водителю Пивкову А.С. о чем свидетельствует его подпись в данном акте.

Фактическая нагрузка транспортного средства МАЗ 543205220 по осевым нагрузкам согласно акта от 24.06.20114 № 998 составила: на третей оси 10,25 т при допустимой 10,00 т, на четвертой оси 10,16 т при допустимой нагрузке 10,00 т.

Превышения по общей массе транспортного средства не установлено, так как при допустимой массе 36,00 т установлена масса 35,18 т, о чем составлен акт от 24.06.20114 № 998, подписанный водителем Родинцевым Н.А.

В акте от 24.06.20114 № 998 имеется ссылка на то, что взвешивание транспортного средства произведено с применением весов ВА-15С-3 № 973, № 839.

Первый экземпляр акта от 24.06.20114 № 998 с реквизитами для оплаты вручен водителю Родинцеву Н.А. о чем свидетельствует его подпись в данном акте.

На основании сведений, указанных в актах, составлен расчет вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения с учетом превышения значений допустимых осевых нагрузок, согласно которому плата за провоз тяжеловесного груза составила 14 162 руб.

Уведомлением от 15.02.2012 № 2569 ответчику предложено в добровольном порядке уплатить задолженность за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам указанную, в актах от  06.06.2011 № 857, от 24.06.20114 № 998.

В установленный срок ответчик задолженность не уплатил, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определение порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядка определения размера такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения возложено на Правительство Российской Федерации.

Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Для получения специального разрешения требуется:

1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи;

2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядка определения размера такого вреда, Правительством Российской Федерации Постановлением от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее – Правила № 934).

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

Согласно пункту 2 Правил № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Пунктом 5 Правил № 934 предусмотрено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, в частности, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ).

В рассматриваемом случае факт выявленного нарушения подтверждается актами от 06.06.2011 № 857, от 24.06.20114 № 998 (л.д. 36, 42).

В Регламенте функционирования службы весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного распоряжением Минтранса Российской Федерации от 10.11.2002 № ИС-1004-р «О создании службы весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ» (далее – «Регламент») определен порядок действий работников стационарных и передвижных пунктов весового контроля за перевозкой тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и соблюдением допустимых весовых параметров автомобильного транспорта.

В соответствии с пунктом 2.1 «Регламента» выявление транспортных средств с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производиться инспектором - оператором стационарного пункта весового контроля путем их поосного взвешивания в движении «динамический режим» с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров автомобильного транспорта. При установлении с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров факта отсутствия превышения допустимых весовых параметров транспортного средства оно беспрепятственно продолжает дальнейшее движение (выдача каких либо документов, подтверждающих прохождение весового контроля в динамическом режиме без превышения допустимых весовых параметров ТС не предусмотрено).

При определении с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров факта превышения допустимых весовых параметров транспортного средства инспектор - оператор СПВК немедленно информирует об этом сотрудников подразделений Госавтоинспекции МВД России или Ространсинпекции Минтранса России для принятия ими необходимых мер к остановке транспортного средства и совместно с ними проверяет наличие у перевозчика разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации.

При несогласии водителя транспортного средства с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором - оператором СПВК на специальную площадку оборудованную весами для контрольного взвешивания «статический режим», показания которых являются окончательными при определении весовых параметров.

В «Регламенте» содержится образец акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.  

Представленный истцом в материалы дела в качестве доказательства причинения ущерба транспортным средством автомобильным дорогам Костромской области акты № 857, № 998 полностью соответствуют данному образцу, а так же дополнительно в них указан режим взвешивания

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А13-12351/2006. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также