Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2015 по делу n А05-5905/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-5905/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 12 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельское лесничество на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 сентября 2014 года по делу № А05-5905/2014 (судья Шапран Е.Б.),

у с т а н о в и л:

территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельское лесничество (ОГРН 1072907000946, ИНН 2907012629; место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Революционная, дом 17а; далее - лесничество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Устьяпромлес» (ОГРН 1022901535909, ИНН 2922005721; место нахождения: 165210, Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Домостроителей, дом 50; далее – ООО «Устьяпромлес», общество) о взыскании 1 011 117 руб. 79 коп. неустойки, начисленной за нарушение лесохозяйственных требований по договору аренды лесного участка от 17.10.2008 № 478.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2014 года по делу № А05-5905/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Лесничество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм материального права.

Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка от 17.10.2008 № 478 (далее – договор аренды) обществу для заготовки древесины в аренду предоставлен лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, расположенный по адресу: Архангельская область, муниципальное образование «Вельский муниципальный район» Вельское лесничество общей площадью 45 819 га в границах кварталов, указанных в пункте 1.2 договора.

Срок действия договора установлен с 17.10.2008 по 10.01.2015.

Факт передачи имущества в пользование ООО «Устьяпромлес» подтвержден актом приема-передачи лесного участка в аренду от 17.10.2008.

В соответствии с пунктом 3.4.1 договора аренды общество обязалось использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и условиями договора аренды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором (пункт 4.1 договора).

Пунктом 4.2 договора аренды установлена ответственность за нарушение условий договора, касающихся правил заготовки древесины, а именно в подпунктах «а» - «м» перечислены виды нарушений и размер неустойки за них.

На основании договора аренды и лесных деклараций от 01.02.2011                    № 3-11/12, от 28.02.2012 № 3-12/11 ответчик осуществлял заготовку древесины на предоставленных в аренду лесных участках.

По окончанию срока рубки лесных насаждений лесничество в период с мая 2013 года по июль 2013 года осуществило приемку мест рубок, на которых велась заготовка древесины на основании указанного выше договора аренды в соответствии с поданными обществом лесными декларациями от 01.02.2011 № 3-11/12, от 28.02.2012 № 3-12/11.

При приемке лесосек лесничеством установлены нарушения лесохозяйственных требований, допущенные обществом при заготовке древесины, которые отражены в соответствующих актах осмотра мест рубок, а именно:

- рубка деревьев, не предназначенных для рубки;

- оставление на лесосеках не вывезенной в установленный срок древесины;

- оставление в лесу на летний период не окоренной в установленный срок древесины;

- уничтожение граничных квартальных столбов в количестве 4 штук.

За установленные нарушения лесохозяйственных правил лесничество начислило неустойку в общей сумме 1 011 117 руб. 79 коп. и направило обществу претензии об уплате неустойки в добровольном порядке.

Оставление указанной претензии без ответа послужило основанием для обращения лесничества в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Таким образом, при осуществлении заготовки древесины в пределах всего срока действия договора аренды общество обязано соблюдать вышеназванные правила.

Статьей 99 названного Кодекса определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную либо уголовную ответственность.

Кроме того, в статье 100 ЛК РФ предусмотрена обязанность возмещения причиненного лесам вреда вследствие нарушения лесного законодательства лицами, его причинившими.

Согласно пункту 3 статьи 71 и пункту 3 статьи 75 указанного Кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные  Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу пункта 1 статьи 329 которого неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательства.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (пеней, штрафом) признается установленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

По смыслу статьи 330 ГК РФ по основаниям возникновения неустойка подразделяется на законную (нормативную) и договорную (добровольную).

Из буквального смысла приведенных выше нормативных положений следует, что договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и, соответственно, ее размер, порядок исчисления, условия применения определяются исключительно по их усмотрению. ГК РФ лишь устанавливает требования к форме такого соглашения сторон о неустойке (статья 331 ГК РФ).

В соответствии со статьей 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

Согласно подпункту «а» пункта 4.2. договора за рубку или повреждение деревьев до степени прекращения роста, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению при проведении выборочных, сплошных и прочих рубках, начисляется неустойка в размере 5 кратной ставки за единицу объема срубленных деревьев.

Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее – Правила № 337, Правила заготовки древесины).

В соответствии с названными Правилами заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок.

Перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в пункте 13 Правил.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 Правил № 337 при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.

Как правильно отметил суд первой инстанции, по смыслу указанной нормы не предназначенными для рубки признаются деревья, которые подлежат сохранению в соответствии с лесным законодательством и Правилами заготовки древесины, в частности, источники обсеменения, плюсовые деревья.

Так, в соответствии с пунктом 15 упомянутых Правил не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных пород (дуба, бука, ясеня и тому подобное). Подлежат сохранению особи видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 16 и 17 Правил заготовки древесины не допускается рубка спелых и перестойных лесных насаждений с участием кедра, в целях повышения биоразнообразия могут сохраняться отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы (деревья с дуплами, гнездами птиц и тому подобное).

Пунктом 39 указанных Правил предусмотрено, что при равномерно-постепенных выборочных рубках древостой одного класса возраста вырубается на лесосеке в несколько приемов путем равномерного разреживания с формированием в процессе рубки лесных насаждений из второго яруса и подроста предварительного или сопутствующего лесовосстановления.

В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, заготовка древесины в каждом из указанных лесных участков осуществлялась ответчиком на основании лесных деклараций, сведения о которых содержатся в актах приема лесосек. Технологическая карта на проведение рубок лесных насаждений на каждом лесном участке согласована должностными лицами лесничеств. Согласно схемам разработки делянок, содержащихся в технологических картах, неэксплуатационные участки («НЭ») отсутствуют. Таким образом, вся площадь лесосеки должна быть вырублена, не предназначенных для рубки участков нет.

Согласно пункту 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

В силу пункта 2 Правил исчисления расчетной лесосеки, утвержденных приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191, расчетная лесосека определяет допустимый объем ежегодного изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах.

Следовательно, допустимым, а, значит, разрешенным к заготовке, объемом изъятия признается объем, определенный расчетной лесосекой.

Согласно договору ежегодно обществу разрешено заготавливать древесину в объеме 93 500 м3, из которых 68 400 м3 в порядке сплошных рубок и 25 100 м3 в порядке выборочных рубок (допустимый объем изъятия).

В силу статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Лесная декларация не определяет объем древесины, разрешенный к заготовке, поэтому, как верно отметил суд первой инстанции, считать заготовку древесины в объеме большем, чем указано в лесной декларации, нельзя признать безусловно не разрешенной к рубке.

Таким образом, допустив в делянке заготовку древесины в большем объеме, чем заявлено в лесной декларации по этой делянке, общество не осуществило переруб деревьев по породному составу по отношению к допустимому объему изъятия в целом по договору.

Кроме этого, лесничество не представило доказательств того, что древесина в объеме, фактически вырубленном обществом большем, чем указано в лесных декларациях, подлежала сохранению в соответствии с лесным законодательством, Правилами заготовки древесины, проектом освоения лесов либо при проведении выборочных рубок нарушено требование равномерного разреживания.

При этом в силу условий договора и положений лесного законодательства общество обязано ежегодно вносить арендную плату за весь объем допустимой (разрешенной к изъятию) древесины, независимо от фактически заготовленного объема.

В апелляционной жалобе лесничество указывает на нарушение ООО «Устьяпромлес» интенсивности равномерно-постепенных и проходных рубок, что является основанием для взыскания с общества неустойки на основании подпункта «а» пункта 4.2 договора аренды.

Вместе с тем, подпунктом «а» пункта 4.2 договора предусмотрено начисление неустойки за иное нарушение, а именно за рубку или повреждение деревьев до степени прекращения роста, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению при проведении выборочных, сплошных и прочих рубках.

Таким образом, нарушение интенсивности рубок по своему смыслу не является аналогичным такому нарушению, как рубка или повреждение деревьев до степени прекращения роста, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению при проведении выборочных, сплошных и прочих рубках.

Кроме этого, в материалах дела отсутствуют сведения о том, каким образом лесничеством осуществлен расчет превышения интенсивности рубки; данные о количестве вырубленной древесины (без древесины сухостойных деревьев) и об объеме запаса до рубки.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано лесничеству во взыскании с общества неустойки за рубку деревьев, не предназначенных для рубки, в размере 597 808 руб.

Согласно подпункту «е» пункта 4.2 договора аренды за оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках, включая предоставленную отсрочку, в местах производства работ по расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения арендатору начисляется неустойка в размере 7-кратной ставки за объем не вывезенной в срок древесины.

Подпунктом «з» пункта 13 Правил заготовки древесины установлено, что при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

При этом согласно пункту 12 вышеназванных

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2015 по делу n А05-10203/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также