Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу n А05-8223/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

03 марта 2009 года                              г. Вологда                 Дело № А05-8223/2008

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2009 года.

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «АльфаЛесСевер» Калинкина Г.А. по доверенности от 25.06.2008 № 15, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Правдиной О.Ю. по доверенности от 11.01.2009 № 04-05/002,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 октября 2009 года по делу             № А05-8223/2008 (судья Крылов В.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «АльфаЛесСевер» (далее – общество, ООО «АльфаЛесСевер») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, межрайонная ИФНС № 1) о признании недействительными решений от 07.05.2008 № 11-06/707 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 07.05.2008 № 11-06/252 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС, налог) в части отказа в возмещении НДС в сумме    865 815 рублей и об устранении допущенных нарушений прав и интересов путем возмещения из бюджета указанной суммы налога.

Решением  Арбитражного суда Архангельской области от 23.10.2008 по делу № А05-8223/2008 решения инспекции от 07.05.2008 № 11-06/707,           11-06/252 признаны недействительными в части отказа в возмещении НДС в сумме 861 961 рубля 98 копеек. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возмещения из бюджета НДС за август 2007 года в названной сумме. В удовлетворении остальной части отказано.

Инспекция с решением суда частично не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование своей позиции указывает на отсутствие права на вычеты по НДС в сумме 861 961 рубля 98 копеек.

Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 08.11.2007 общество представило                     в инспекцию корректирующую налоговую декларацию по НДС за август 2007 года, в которой сумма НДС, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, указана в размере 969 122 рублей, в том числе по операциям по реализации товаров на экспорт – 970 381 рубля.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации, по результатам ее составлен акт от 20.02.2008              № 11-06/166.

Рассмотрев акт проверки от 20.02.2008 № 11-06/166, начальник межрайонной ИФНС № 1 принял решение от 07.05.2008 № 11-06/707, где зафиксировано, что обществом не подтверждено право на применение налоговых вычетов по НДС по операциям реализации товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в размере 865 815 рублей.

Одновременно инспекция вынесла решение № 11-06/252, в пункте 2 резолютивной части которого обществу отказано в возмещении НДС за август 2007 года в сумме 865 815 рублей.

В пунктах 1.3.1, 1.4 решения инспекции от 07.05.2008 № 11-06/707 указано, что в нарушение статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество не представило полный пакет документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.

Из материалов дела следует, что между ООО «АльфаЛесСевер» и                    «Westim international LTD» Канада заключен контракт от 10.01.2007                 № 643/79072126/00001 на поставку лесопродукции.

К названному контракту заключены дополнение от 01.02.2007 № 1, где указано, что грузоотправителем является ООО «АльфаЭкспортЛес», и дополнительное соглашение от 02.02.2007 № 2 о банковских реквизитах общества.

Дополнение от 01.02.2007 № 1 и дополнительное соглашение от 02.02.2007 № 2 не приложены к пакету документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов при сдаче налоговой декларацией по НДС за август 2007 года.

Однако при оформлении лесопродукции на экспорт обществом представлены в таможенный орган контракт от 10.01.2007                                    № 643/79072126/00001 и приложение № 1 к нему, о чем свидетельствует перечень документов в графе 44 грузовых таможенных деклараций (далее – ГТД), в графе 2 ГТД отправителем значится ООО «АльфаЭкспортлес», в графе 14 ГТД декларантом поименовано ООО «АльфаЛесСевер».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации товаров на экспорт, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 НК РФ.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.

В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Общество представило в инспекцию все предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы: контракты с иностранным покупателем; выписки банка, свидетельствующие о поступлении валютной выручки от иностранного партнера; ГТД и товарно-транспортные документы с отметками таможенных органов о вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации.

Непредставление других документов, на которые имеются ссылки в контракте и в ГТД, в соответствии со статьей 165 НК РФ не является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Из анализа положений пункта 4 статьи 176 НК РФ и статьи 88 НК РФ следует, что в случае представления налогоплательщиком комплекта документов по установленному в пункте 1 статьи 165 НК РФ перечню и возникновения у инспекции сомнений в достоверности или достаточности сведений, содержащихся в этих документах, она должна истребовать у налогоплательщика объяснения по поводу возникших вопросов, а при необходимости и дополнительные документы.

По настоящему делу с возражениями на акт проверки общество представило в инспекцию дополнение от 01.02.2007 № 1 и дополнительное соглашение от 02.02.2007 № 2.

Таким образом, обществом представлены документы, устраняющие какие-либо сомнения в достоверности или достаточности сведений.

Следовательно, ООО «АльфаЛесСевер» подтвердило право на применение налоговой ставки 0% по операциям по реализации товаров на экспорт по контракту от 10.01.2007 № 643/79072126/00001 на поставку лесопродукции в сумме 6 401 106 рублей.

Судом первой инстанции рассмотрены дополнительно заявленные основания, подтверждающие, по мнению инспекции, необоснованность возмещения 259 438 рублей налога, уплаченного обществу с ограниченной ответственностью «СеверЛес» (далее - ООО «СеверЛес», поставщик).

В частности, по утверждению инспекции, счета-фактуры, предъявленные поставщиком, не соответствуют требованиям пункта 6 статьи 169 НК РФ, так как не подписаны руководителем ООО «СеверЛес».

В качестве доказательств в материалы дела представлены заключения эксперта от 10.09.2008 № 391, от 10.09.2008 № 392, протоколы допроса свидетеля Кривоносова А.Ю. от 10.06.2008, от 20.08.2008, протокол допроса свидетеля Марышевой М.А. от 10.06.2008.

Общий порядок применения налоговых вычетов, в том числе при налогообложении по ставке 0 процентов, установлен в статье 172 НК РФ.

Из  пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации,  после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названных статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, условиями для произведения вычета НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), принятие приобретенных товаров на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС.

Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.

Счета-фактуры ООО «СеверЛес» датированы февралем-апрелем 2007 года, подписаны руководителем Кривоносовым А.Ю.

При допросе Кривоносов А.Ю. подтвердил факт создания им названного общества, а также то, что в период до 19.07.2007 являлся  его директором. В то же время указал, что никаких документов по финансово-хозяйственной деятельности не подписывал.

В подтверждение данного утверждения Кривоносова А.Ю. инспекция представила заключения эксперта Котласского МРО ЭКЦ при УВД Архангельской области от 10.09.2008 № 391,392.

Судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание эти заключения, поскольку экспертиза проведена с нарушением требований НК РФ.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 31 и пунктами 1, 3 статьи 95 НК РФ налоговые органы в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, могут привлекать эксперта на договорной основе. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (пункт 3 статьи 95 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 95 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 названной статьи, о чем составляется протокол.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (пункт 8 статьи 95 НК РФ).

Материалами дела подтверждается, что заключения эксперта получены инспекцией после окончания налоговой проверки общества, постановление о назначении экспертизы в адрес проверяемого лица не направлялось, права, предусмотренные пунктом 7 статьи 95 НК РФ, обществу не разъяснялись, соответствующий протокол не составлялся.

Следовательно, требования статьи 95 НК РФ инспекцией не соблюдены.

Допрос свидетеля Марышевой М.А.  не дал каких-либо доказательств недостоверности сведений в отношении ООО «СеверЛес».

Таким образом, ООО «АльфаЛесСевер» подтвердило право на применение налоговых вычетов в сумме 259 438 рублей по НДС, уплаченному поставщику ООО «СеверЛес».

В подпункте 1.8.1 пункта 1.8 и пунктах 7.1, 7.2 решения инспекции от 07.05.2008 № 11-06/707 зафиксировано, что общество необоснованно включило в налоговые вычеты сумму 1399 рублей по НДС, предъявленному открытым акционерным обществом «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») по счету-фактуре от 20.04.2007 № 0000024279; сумму 27 948 рублей по НДС, предъявленному ООО «АльфаЭкспортЛес» по счетам-фактурам от 01.05.2007 № 6У, от 01.06.2007 № 8У, 9У 10У, 11У.

Отказывая в применении налоговых вычетов, инспекция руководствовалась подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которому  налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

Материалами дела подтверждается, что согласно договору на организацию перевозок грузов и оказание транспортно-экспедиционных услуг от 01.01.2007 № 6Р12-015 ОАО «РЖД» обязалось оказать обществу транспортно-экспедиционные услуги и организовать перевозку грузов. Приложением № 1 к этому договору установлен перечень и стоимость оказываемых работ и услуг.

Услуги по названному договору оказаны в отношении именно тех вагонов, в которых лесопродукция отправлена на экспорт.

Сумма по счету-фактуре от 20.04.2007 № 0000024279 не включена в провозные платежи и не отражена

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу n А52-648/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также