Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А66-4900/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-4900/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 10 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 сентября 2014 года по делу                           № А66-4900/2014 (судья Головина Т.И.),

у с т а н о в и л:

 

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ОГРН 1021603620323, ИНН 1660061210, место нахождения: 420073, республика Татарстан, г. Казань, ул. Шуртыгина, д. 15, далее Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Молчанову Михаилу Сергеевичу (ОГРНИП 307695234600044, ИНН 690140315004, место жительства: 170100,  г. Тверь, далее – Предприниматель) о взыскании 131 708 руб. 00 коп. за возмещения вреда, причиненного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральной автомобильной дороге «Вятка».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Селезнев Александр Васильевич.

Решением суда от 18 сентября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Маршрут движения указывался сотрудниками Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании документов, представленных водителем транспортного средства ответчика. В акте от 16.04.2011 № 211 стоит подпись водителя под всеми параметрами, указанными в акте, возражений водителя относительно километража в акте нет. Все параметры заносились в его присутствии, возражений заявлено не было. В акте указано, что взвешивание транспортного средства ответчика было произведено на СПВК-45, расположенном на автодороге «Вятка», принадлежащей Учреждению. Таким образом, акт содержит всю необходимую информацию, требуемую законодательством. Согласно перечню стационарных пунктов весового контроля СПВК-45 находится на 15 километре автомобильной дороги «Вятка», данные пояснения суду первой инстанции были предоставлены. Истцом подробно раскрыта информация об участках дороги с разными осевыми нагрузками. Расчеты составлены по отдельным участкам автомобильной дороги федерального значения «Вятка» с разными ограничениями, на основании одного (единого) акта Госавтодорнадзора. Апеллянт считает, что материалами дела полностью доказан факт нарушения ответчиком правил перевозки с превышением предельных значений осевой нагрузки и, следовательно, причинения вреда автомобильной дороге.

Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со  статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                  АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2002 № ИС-682-р образовано Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства», которому переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Волго-Вятского региона, в том числе согласование маршрутов движения и выдача соответствующих разрешений на проезд по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств, масса, нагрузки на ось которых превышают допустимые значения.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 № 3161-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2005 № 406 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62) закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства. Свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от 19.11.2002 № 01603703 выданным МЗиО РТ подтверждается включение автомобильных дорог федерального значения в реестр федерального имущества.

В вышеуказанный Перечень входит, в том числе, и автомобильная дорога «Вятка».

Учреждение осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании актов о превышении нормативных параметров Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011                   № 317-р, приказом федерального дорожного агентства «Росавтодор» от 01.06.2011 № 71 Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» изменено на федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства».

Из материалов дела усматривается, что на стационарном пункте весового контроля № 45, расположенном на федеральной автомобильной дороге «Вятка» (свидетельство о поверке ВА-15 зав. № 797, 817 зав. №287, действительно до 09.11.2011, свидетельство о поверке № 66-16 средств измерений СДК АМ зав. № 264, 265, действительно до 23.11.2011) 16.04.2011 произведено взвешивание транспортного средства тягач ВОЛЬВО FH12 регистрационный номер Т 965 НА 69, полуприцеп YORK регистрационный номер АК 4776 69 под управлением водителя Селезнева А.В.

Перевозка осуществлялась транспортным средством, принадлежащим Предпринимателю, по маршруту г. Киров - г. Яранск (пройденное расстояние 240 км).

В связи с нарушением правил перевозки крупногабаритных (тяжеловесных) грузов в присутствии водителя Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной дорожной службой составлен акт от 16.04.2011 № 211, который подписан водителем без каких либо замечаний.

От контрольного взвешивания водитель отказался.

На основании указанного акта Учреждением произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге федерального значения, с учетом временного ограничения движения, введенного Приказом Росавтодора от 09.03.2011 № 21, приказом Минтранса Российской Федерации от 27.08.2009                  № 149 который составил 131 708 руб.

Претензия от 08.10.2011 № 13-5402, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании  131 708 руб. 00 коп.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, отказал в их удовлетворении.

Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено следующее.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

На основании части 5 статьи 4 названного Закона и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В соответствии с пунктом 5 «Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила № 934), размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.

Положениями данного пункта Правил предусмотрено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Закона № 257-ФЗ, значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно пункту 4 Правил № 934  размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

Формула расчета платы приведена в пункте 6 Правил № 934, в зависимости от применяемых коэффициентов и показателей платы, установленных в приложении к указанным Правилам.

Согласно пункту 2 Правил № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, в частности, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ).

Материалами дела подтверждается, и ответчиком не оспаривается факт принадлежности ему транспортного средства.

В материалы дела истцом представлены сведения о допустимых значениях нагрузок на оси транспортного средства (л.д. 18), акт от 16.04.2011 № 211, расчеты № 1-3 платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам  за превышение допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства, принадлежащего Предпринимателю  (двухсторонние л.д. 37,38), на основании которых ответчику начислено 131 708 руб. 00 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.

Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции считает их достаточными для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Согласно пункту 2.1.1.1.3 приказа Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А05-7989/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также