Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А05-61/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 03 декабря 2014 года г. Вологда Дело № А05-61/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 03 декабря 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Елагиной О.К. и Кутузовой И.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А., при участии от Министерства финансов Архангельской области Ерегина А.Н. по доверенности от 27.12.2013, от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Некрасова М.В. по доверенности от 10.01.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционные жалобы Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 августа 2014 года по делу № А05-61/2013 (судья Гуляева И.С.), у с т а н о в и л :
муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис» (ОГРН 1038302271040; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д.17-б; далее - Предприятие) обратилось в суд с иском к Ненецкому автономному округу в лице Управления финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа (ОГРН 1078383000497; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, д. 20) о взыскании 5 547 327 руб. 86 коп. убытков, возникших в результате государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую населению, за декабрь 2009 года. Определением суда от 27.02.2013 к участию в деле ответчиками привлечены администрация муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (ОГРН 1068383000091, место нахождения: 166700, Ненецкий автономный округ, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10) и Архангельская область в лице министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558, место нахождения: 163000. г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, далее – Министерство финансов). Этим же определением к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации муниципального района «Заполярный район». Определением суда 21.03.2013 к участию в деле четвертым ответчиком привлечена Архангельская область в лице министерства энергетики и связи Архангельской области. Также этим определением уточнено наименование второго ответчика - муниципальное образование «Муниципальный район «Заполярный район» в лице Управления финансов администрации муниципального района «Заполярный район» (далее - Администрация муниципального района). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.04.2013 истцу в иске отказано. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа 11.11.2013 судебный акт первой инстанции оставлен без изменения. Предприятие 25.03.2014 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о пересмотре решения суда по настоящему делу по новым обстоятельствам, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей». При рассмотрении заявления уточнено наименование четвертого ответчика - Архангельская область в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, дом 4, корп.1, далее – Министерство ТЭК и ЖКХ) Решением суда от 05.05.2014 заявление Предприятия удовлетворено. Решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.04.2013 по делу № А05-61/2013 отменено по новым обстоятельствам. Заявлением от 11.08.2014 истец отказался от иска к Ненецкому автономному округу в лице Управления финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа. Решением суда от 25 августа 2014 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 26 ноября 2014 года) принят отказ истца от иска к Ненецкому автономному округу в лице Управления финансов Ненецкого автономного округа. Производство по делу в отношении данного ответчика прекращено. С Архангельской области в лице Министерства ТЭК и ЖКХ за счет казны Архангельской области в пользу Предприятия взыскано 5 547 327 руб. 86 коп. расходов, а также 50 736 руб. 63 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В иске к остальным ответчикам отказано. Министерство финансов и Министерство ТЭК и ЖКХ с решением не согласились и обратились с жалобами. Министерство ТЭК и ЖКХ просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Архангельской области в лице Министерства ТЭК и ЖКХ. Полагает, что убытки подлежат возмещению за счет Ненецкого автономного округа, поскольку тарифы на тепловую и электрическую энергию утверждены уполномоченным органом Ненецкого автономного округа. Министерство финансов просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Архангельской области. Указывает, что истцом необоснованно включена в расчет исковых требований сумма расходов, понесенных истцом в 2008 году в размере 3 743 320 руб. 24 коп., в отношении которой истек срок исковой давности. Ссылается на то, что расходное обязательство у Архангельской области возникло и было исполнено в пределах средств, предусмотренных в бюджете на 2009 год (в целом по муниципальному образованию «Заполярный район» в сумме 189 876 600 руб.) Считает, что субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. Полагает, что в спорных отношениях обязанным субъектом расходного обязательства является Ненецкий автономный округ. Представители Министерства финансов и Министерства ТЭК и ЖКХ в суде апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобах. Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Предприятие в отзывах на апелляционные жалобы с доводами, изложенными в них, не согласилось. Управление финансов Ненецкого автономного округа в отзывах на апелляционные жалобы с доводами, изложенными в жалобах, не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей Министерства финансов и Министерства ТЭК и ЖКХ, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Предприятие является энергоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отпуску электрической и тепловой энергии потребителям, в том числе сельскому населению на территории муниципального образования муниципальный район «Заполярный район» Ненецкого автономного округа. Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую Предприятием, для группы потребителей «население», а также другим потребителям, приравненным к данной категории, утверждены в размере 1 руб. 57 коп. за 1 кВтч и введены в действие с 01.01.2009 приказом Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 31.10.2008 № 29 (далее - приказ № 29). При этом экономически обоснованным в указанный период являлся тариф 16 руб. за 1 кВтч. Законом Архангельской области от 03.12.2008 № 637-32-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую населению в размере 189 875,6 тыс. руб. (статья 13 названного Закона № 637-32-ОЗ, таблица № 2 приложения № 29, приложение № 31 к Закону № 637-32-ОЗ). Постановлением Администрации муниципального района «Заполярный район» от 11.02.2009 № 128-п утверждён Порядок предоставления энергоснабжающим организациям в 2009 году субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую населению на территории муниципального образования «Муниципальный район !Заполярный район» и определена организация, на которую возложены функции по перечислению средств субсидии энергоснабжающим организациям, - Управление ЖКХ. Управление ЖКХ и Предприятие (получатель) 20.02.2009 заключили договор № 2/д/09, по условиям которого Управление ЖКХ предоставляет право получателя на субсидию, производит проверку ее расчёта и дальнейшее перечисление на расчётный счёт получателя по мере поступления денежных средств из районного бюджета, а получатель обязуется выполнить условия, предусмотренные настоящим договором. Отпуск электрической энергии населению в 2009 году Предприятие осуществляло исходя из установленного тарифа - 1 руб. 57 коп. за 1 кВтч. Ссылаясь на возникшие в декабре 2009 года убытки в сумме 5 547 327 руб. 86 коп., в результате неполной компенсации расходов, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую населению электроэнергию, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В пункте 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ). Разъяснения по вопросам возмещения разницы в тарифах даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей». Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей (пункт 1 Постановления Пленума). В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А13-9386/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|