Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2014 по делу n А13-1973/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 ноября 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-1973/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 24 ноября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству Лазовской Е.А. по доверенности от 10.01.2014 и Волковой А.А. по доверенности от 10.01.2014, от муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» Ельдецова А.А. по доверенности от 02.06.2014 № 33,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 августа 2014 года по делу № А13-1973/2014 (судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л:

 

муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» (ОГРН 1103537000160, ИНН 3527016080; Вологодская область, город Сокол, Почтовый переулок, дом 5; далее – Предприятие, МУП «Коммунальные системы») обратилось в суд с заявлением к отделу государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1077847413357, ИНН 7841362227; город Вологда, улица Предтеченская, дом 3; далее – Отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2014 № 11?01/2013/59/020190 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.08.2014 заявленные требования удовлетворены.

Отдел не согласился с данным решением суда и подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании представители Отдела апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

МУП «Коммунальные системы» в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, Отделом на основании приказа от 24.01.2014 № 17 (том 1, лист 61) в период с 3 по 7 февраля 2014 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, в отношении МУП «Коммунальные системы». По результатам этой проверки составлен акт от 07.02.2014 № 01/11-17 (том 1, лист 32) и протокол от 07.02.2014 № 59 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.33 КоАП РФ (том 1, лист 57).

Согласно данному протоколу с 03.02.2014 по 07.02.2014 в ходе названной проверки Отделом выявлено, что МУП «Коммунальные системы» осуществляет сброс неочищенных сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – реку Пельшма, что является нарушением правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

Отдел пришёл к выводу о нарушении Предприятием пункта 11а Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоёмах СССР, утверждённого постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045.

Постановлением Отдела от 12.02.2014 №11-01/2013/59/020190 (том 1, лист 30) МУП «Коммунальные системы» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.33 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.

МУП «Коммунальные системы» не согласилось с этим постановлением и обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Данное заявление не подлежит удовлетворению.

Согласно статье 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» среда обитания животного мира – природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Согласно статье 22 этого Закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Статьёй 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Такие требования в области охраны окружающей среды предусмотрены, в частности, Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоёмах СССР, утверждённым постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045.

Подпунктом «а» пункта 11 этого Положения установлено, что запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоёмы, на берега и на лёд этих водоёмов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

Понятие «неочищенные сточные воды» исходит из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относится предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких объектов.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20.

В соответствии со статьёй 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) водные объекты в пользование для сброса сточных вод предоставляются на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.

Такое решение согласно части 3 статьи 22 этого Кодекса должно содержать не только объём допустимых сбросов сточных, но и требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Следовательно, соблюдение предприятием-водопользователем концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в решении о предоставлении водного объекта, должно обеспечить соблюдение нормативов допустимых концентраций вредных веществ в воде водного объекта и привести к минимизации негативного воздействия на водный объект как на среду обитания водных биоресурсов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон «О рыболовстве») к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

В рассматриваемом случае река Пельшма является водным объектом рыбохозяйственного значения, ей решением комиссии Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 № 7 присвоена первая рыбохозяйственная категория.

В ходе выездной проверки установлено, что МУП «Коммунальные системы» осуществляет сброс неочищенных сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – реку Пельшма.

Результаты проверки Отделом изложены в акте проверки от 07.02.2013 № 01/11-17 (том 1, лист 32).

Так, в данном акте проверки отражены факты превышения концентрации вредных веществ в воде после сброса сточных вод (контрольный створ) Предприятием и качество сбрасываемых сточных вод Предприятия.

Факт превышения концентрации загрязняющих веществ в воде реки был установлен путём сравнительного анализа показателей загрязняющих веществ в фоновом (концентрация загрязняющих веществ в воде выше места сброса) и контрольном (концентрация загрязняющих веществ в воде после места сброса) створах, зафиксированных в протоколах испытаний поверхностной воды от 26.03.2013, от 15.06.2013, от 04.09.2013, от 19.11.2013 (том 1, листы 84-97).

Концентрации загрязняющих веществ в фоновом створе превышают установленные Приказом ФАР № 20 нормативы. В этом случае сравнительный анализ проводится с учётом концентраций загрязняющих веществ в фоновом створе, так как концентрации загрязняющих веществ выше места сброса уже превышают нормы установленные приказом.

Сравнительный анализ протоколов испытаний качества воды за 2013 год показал превышения концентраций загрязняющих веществ в контрольном створе по следующим показателям: взвешенные вещества, БПК5, аммоний-ион,    фенол, метанол, лигносульфоновые кислоты, нефтепродукты, железо, фосфат-ион.

Сравнительный анализ качества сточных вод МУП «Коммунальные системы» за 2013 год выявил превышения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по следующим показателям: взвешенные вещества, аммоний-ион, фенол, метанол, лигносульфоновые кислоты, нефтепродукты, фосфат-ион, железо. В акте проверки указаны только те вещества, по которым были выявлены превышения концентраций загрязняющих веществ.

Для сравнительного анализа качества сточных вод использовались нормативы, установленные пунктом 10 решения о предоставлении Предприятию водного объекта (том 1, лист 74), и протоколы испытаний качества сточных вод МУП «Коммунальные системы» от 26.03.2013, от 15.06.2013, от 04.09.2013, от 19.11.2013.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Предприятия, указал на то, что Предприятию выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

Эти доводы являются необоснованными.

На рассматриваемый период (2013 год) Предприятию было выдано не то разрешение, которое указал суд первой инстанции, а разрешение от 10.12.2012 № 00292012, которое представлено в апелляционный суд (далее – Разрешение).

Однако, Предприятием не соблюдены установленные этим Разрешением нормативы сброса.

Так, разрешённая допустимая концентрация загрязняющего вещества указана в приложении к названному Разрешению (столбец 10 таблицы).

Однако согласно протоколам испытаний поверхностной воды от 26.03.2013, от 15.06.2013, от 04.09.2013, от 19.11.2013 (том 1, листы 86, 89, 93., 96-97) выявлены превышения концентрации загрязняющих веществ в стоке по отношению к допустимым концентрациям загрязняющих веществ, установленных названным выше Разрешением. Эти превышения установлены по таким веществам, как: взвешенные вещества; аммоний-ион; нефтепродукты; фосфат-ион.

МУП «Коммунальные системы» указывает на то, что им соблюдено установленное Разрешением общее количество сбрасываемых веществ (тоннаж).

Эти доводы являются необоснованными.

Рассматриваемым Разрешением предусмотрено не только разрешённое общее количество сбрасываемых веществ (по каждому веществу), но и допустимая концентрация этих веществ.

Поэтому Предприятие должно было соблюдать также и установленную Разрешением предельно допустимую концентрацию веществ, что им, как указано выше, не было выполнено.

Разрешение выдано на период с 15.12.2012 по 14.12.2013, то есть на 1 год, и Предприятию разрешено сбрасывать вещества в предусмотренных Разрешением объёмах постепенно в течение всего года, соблюдая установленную предельно допустимую их концентрацию в водоёме.

Иное означало бы, что Предприятие могло одномоментно сбросить весь разрешённый объём загрязняющих веществ, что привело бы к отравлению водоёма. Подобное не отвечает задачам правового регулирования в рассматриваемой области отношений по охране окружающей среды.

Так, согласно статье 1 Закона «О рыболовстве» сохранение водных биоресурсов – это поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по, в частности, охране и рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

Таким образом, данным Законом предусмотрена необходимость поддержания надлежащего уровня среды обитания водных биоресурсов. Таковым уровнем и является предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ.

В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относится, в том числе, соблюдение нормативов качества воды.

К нормативам же качества воды согласно статье 47 Закона «О рыболовстве» относится в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Нормативами предельно допустимых концентраций химических веществ, согласно статье 1 Закона «Об охране окружающей среды», являются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

В соответствии с этой нормой Закона лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ – это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2014 по делу n А52-1059/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также