Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу n А13-12100/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

                                     

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

19 февраля 2009 года                    г. Вологда                    Дело № А13-12100/2008

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Кудина А.Г., Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от прокурора Сямженского района Вологодской области Белоусовой З.С. по удостоверению № 139801, от муниципального унитарного предприятия Сямженского района «Сямженская аптека № 61» директора Шапкиной Т.Ф., Малышева И.В. по доверенности от 11.01.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Сямженского района «Сямженская аптека № 61» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2009 года по делу № А13-12100/2008 (судья Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л:

 

прокурор Сямженского района Вологодской области (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию Сямженского района «Сямженская аптека № 61» (далее – МУП «Сямженская аптека № 61», предприятие)  о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.01.2009 по делу № А13-12100/2008 предприятие привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

МУП «Сямженская аптека № 61» с судебным актом не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.01.2009 по делу № А13-12100/2008, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает, что суд при вынесении решения не дал оценку положениям пункта 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 (далее – Порядок отпуска лекарственных средств), а также не учел объяснения директора предприятия о том, что отсутствие некоторых препаратов восполнено их синонимами.

Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель прокурора - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, предприятие на основании лицензии от 18.08.2005 № 99-02-006460, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в аптеке осуществляет фармацевтическую деятельность в виде розничной торговли лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами согласно списку ПККН, с правом изготовления лекарственных средств. Срок действия лицензии с 18.08.2005 по 18.08.2010.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предприятию также выданы лицензия от 21.07.2005 № 99-06-001460 на хранение, отпуск, реализацию, приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Cписок II, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (срок действия лицензии с 21.07.2005 по 21.07.2010); лицензия от 21.07.2005 № 99-06-001097 на хранение, отпуск, реализацию, приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Cписок III, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (срок действия лицензии с 21.07.2005 по 21.07.2010).

Заместителем прокурора Сямженского района Вологодской области в присутствии директора предприятия Шапкиной Т.Ф. и заместителя директора Мухиной Г.Е. 11.12.2008 проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности в принадлежащей предприятию аптеке, расположенной по адресу: Вологодская область, село Сямжа, улица Славянская, д. 4, по результатам которой составлен акт.

В ходе данной проверки обнаружено, что на момент ее проведения в аптеке отсутствуют 15 наименований лекарственных средств, а именно: неостигмина метилсульфат (раствор для инъекций, таблетки); бупренорфин (раствор для внутривенного и внутримышечного введения, таблетки подъязычные, терапевтическая система трандермальная); морфин (таблетки пролонгированного действия, покрытые оболочкой); морфин + Наркотин Папаверина гидрохлорид + Кодеин + Тебаин (раствор для инъекций); тримеперидин (раствор для инъекций, таблетки); парацетамол (сироп для  детей); вальпроевая кислота (лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения); медазепам (таблетки); флуфеназин (таблетки); зопиклон (таблетки, покрытые оболочкой); итраконазол (раствор для приема внутрь); рабепразол (таблетки, покрытые оболочкой); кортизон (таблетки); альфузозин (таблетки, покрытые оболочкой); кромоглициевая кислота и ее натриевая соль (порошок для ингаляций в капсулах, раствор для ингаляций).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором постановления от 15.12.2008 о возбуждении в отношении предприятия производства по делу об административном правонарушении.

Согласно названному постановлению при осуществлении фармацевтической деятельности в виде розничной продажи лекарственных средств МУП «Сямженская аптека № 61» не обеспечило наличие в аптеке вышеперечисленных наименований и форм лекарственных средств, входящих в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312. В связи с этим, по мнению прокурора, предприятие допустило грубое нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных положениями пункта 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) «О лекарственных средствах» (далее – Закон о лекарственных средствах), подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 № 416 (в редакции от 07.04.2008) (далее – Положение), то есть совершило правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.          В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.

В силу подпункта «в» пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона о лекарственных средствах и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Пунктом 8 статьи 32 Закона о лекарственных средствах определено, что аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере здравоохранения, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств (пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321).

Согласно пункту 5.2.34 вышеназванного Положения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312 (далее - Минимальный ассортимент лекарственных средств).

Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств установлено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04. 2005 № 312.

Из анализа приведенных норм следует, что отсутствие в аптечном учреждении лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, входящих в Минимальный ассортимент лекарственных средств, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Перечисленные в акте проверки от 11.12.2008 лекарственные средства включены в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Как правильно установлено судом первой инстанции, предприятие несет ответственность за организацию лекарственного обеспечения населения и лечебных учреждений (пункт 4.7 устава МУП Сямженского района «Сямженская аптека № 61», утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации  Сямженского муниципального района от 06.06.2001 № 24-р).

Однако в момент проведения проверки (11.12.2008) в принадлежащей МУП «Сямженская аптека № 61» аптеке не обеспечено наличие лекарственных средств в соответствии с установленным Минимальным ассортиментом лекарственных средств, что в силу положений подпункта «в» пункта 4, пункта 5 Положения является грубым нарушением лицензионных требований.          Данный факт подтверждается материалами дела: актом от 11.12.2008 о наличии (отсутствии) лекарственных средств, постановлением прокурора от 15.12.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями законного представителя предприятия от 15.12.2008. 

При таких обстоятельствах в действиях МУП «Сямженская аптека № 61» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд, удовлетворяя заявленные прокурором требования, правильно на основании материалов дела (л.д. 61-62) установил, что у предприятия не имелось возможности обеспечить в принадлежащей ему аптеке наличие таких препаратов, как парацетамол (сироп) и омнопон (раствор для инъекций), в связи с чем обоснованно указал на недоказанность административным органом оснований для привлечения МУП «Сямженская аптека № 61» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за отсутствие данных лекарственных средств, что прокурором не оспаривается.

Вместе с тем, отсутствие в аптечном учреждении любого из лекарственных средств, перечисленных в Минимальном ассортименте лекарственных средств, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора о привлечении МУП «Сямженская аптека № 61» к административной ответственности, определенной вышеназванной статьей.

Доводам, приведенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую оценку, с которой апелляционная инстанция согласна.

В соответствии с пунктом 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств рецепты на лекарственные средства с пометкой "statim" (немедленно) обслуживаются в срок, не превышающий один рабочий день с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства с пометкой "cito" (срочно) обслуживаются в срок, не превышающий двух рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, входящие в Минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Вместе с тем, согласно пункту 8 статьи 32 Закона о лекарственных средствах аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Аналогичная норма установлена пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств.

Следовательно, аптечные учреждения обязаны обеспечить наличие лекарственных средств, указанных в

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу n А13-5925/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также