Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу n А66-8046/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 ноября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-8046/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 ноября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Виноградовой Т.В.,  судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания    Яндоуровой Е.А.

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Арктик-ГЕРС» Волкова А.Н. по доверенности от 23.06.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 августа 2014 года по делу № А66-8046/2014 (судья Романова Е.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Арктик-ГЕРС» (место нахождения: 170025, город Тверь, поселок Элеватор, Переулок 2-й, дом 8А, ОГРН  1056900041615, ИНН 6901074048; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: 170000, город Тверь, улица Володарского, дом 16, ОГРН 1026900561577, ИНН 6902008922; далее – Управление) о признании недействительным предписания № 0089                   от 21.05.2014.

Решением суда требования удовлетворены.

Управление в апелляционной жалобе  просит решение суда отменить и в удовлетворении  требований отказать. Указывает, что  Управление вправе проводить проверки юридических лиц, осуществляющих перевозку автомобильным транспортом по дорогам людей и грузов исключительно для собственных нужд и не оказывающих услуг по перевозке  пассажиров  и грузов в соответствии с их видами деятельности; такие хозяйствующие субъекты  обязаны  соблюдать требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утверждённого приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994                  № 13/11, постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учёта дорожно-транспортных происшествий»; Управление не обязывало Общество выполнять предусмотренные пунктом 2.5 распоряжения Минтранса России от 13.05.2013 № МС-43-р обязанности, не обязывало проводить послерейсовый контроль технического состояния транспортного средства с соответствующей отметкой в путевом листе.

Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем   дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как видно из материалов дела, Управлением в отношении Общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлены акты от 21.05.2014 № 304 и 305 и выдано предписание от 21.05.2014 № 0089, в котором отражены следующие нарушения:

- в нарушение статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), пункта 2 приказа Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности  исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее – Приказ № 13/11)  руководитель или заместитель Общества, отвечающий за обеспечение безопасности дорожного движения, не аттестованы по безопасности дорожного движения на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения (пункт 1.1 предписания);

- в нарушение статьи 20 Закона № 196-ФЗ, пункта 2 Приказа № 13/11 путевые листы  оформляет и подписывает Кочурин А.В., не аттестованный по безопасности дорожного движения на должность диспетчера (пункт 2.1 предписания); 

- в нарушение статьи 20 Закона № 196-ФЗ, пункта 2 Приказа № 13/11 выпуск АТС  осуществляет контрольный механик Кочурин А.В., не аттестованный по безопасности дорожного движения на должность механика (пункт 3.1 предписания);

- в нарушение пункта 18 Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, приказа Минтранса России от  02.04.1996 № 22 «Об утверждении формы учёта дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств» не проводится ежемесячная сверка сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, принадлежащих Обществу, с территориальными органами внутренних дел (пункт 4.1 предписания);

- в нарушение пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, распоряжения Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118 «О вводе в действие учебного плана и программы ежегодных занятий с водителями в автотранспортных предприятиях Министерства», РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20.01.1986 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей» водитель Общества Зайцев С.М. не прошёл ежегодные занятия по повышению профессионального мастерства (пункт 5.1 предписания);

- в нарушение пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 от 20.01.1986 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» нарушен порядок проведения предрейсовых, периодических, сезонных, специальных инструктажей с водителем (пункт 6.1 предписания);

- в нарушение статьи 20 Закона № 196-ФЗ предрейсовый и послерейсовый технический осмотр АТС проводится фиктивно на площадке рядом с административным зданием Общества без контрольно-измерительных приборов (пункт 7 предписания).

Общество, считая предписание незаконным, поскольку ООО «Арктик-Герс» не осуществляет деятельность по перевозке автомобильным транспортом, в связи с чем на него не распространяются требования нормативных актов, указанных в пунктах 1.1, 2.1, 3.1, 5.1, 6.1, 7 предписания, а также указывая на то, что вопросы, связанные с учётом дорожно-транспортных происшествий, относятся к компетенции органов внутренних дел,  обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

В силу пунктов 5., 5.1, 5.1.8 указанного Положения  Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Согласно пунктам 6, 6.1 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Из  материалов дела видно, что Общество  эксплуатирует принадлежащие ему два транспортные средства: PEGEOT BOXER и CADILAC.

Таким образом, Управление правомочно провести проверку в отношении заявителя.

Статья 20  Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) содержит основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

Пунктом 1 данной статьи установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Пунктом 4 данной статьи предусмотрены специальные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые включают следующие обязанности:

обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Совет Министров – Правительство Российской Федерации постановлением от  30.08.1993 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установил, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством труда Российской Федерации поручено разработать и утвердить Положение об указанной аттестации.

Во исполнение названного постановления Минтранс России и Минтруд России приказом от 11.03.1994 № 13/11 утвердили Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение № 1).

По смыслу приведённых норм требования об аттестации распространяются только на организации, для которых перевозка  пассажиров и грузов является видом основной деятельности.    Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности Общества является  деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геодезические   работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области стандартизации и метрологии, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.

Поскольку  из материалов дела не следует, что Общество является  предприятием, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов, требования об аттестации, включённые в оспариваемое предписание нельзя

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу n А05-13211/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также