Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А05-8604/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 февраля 2009 года                  г. Вологда                     Дело № А05-8604/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Квартал» – ликвидатора общества Замариной Е.В. по решению от 06.11.2007 № 2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Квартал» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2008 года по делу № А05-8604/2008 (судья Меньшикова И.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Квартал» (далее – ООО «АН «Квартал», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску         (далее – инспекция ФНС) от 24.03.2008 № 21-19/012994.

Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 17.11.2007 требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации решение инспекции ФНС от 24.03.2008 № 21-19/012994, вынесенное в отношении ООО «АН «Квартал» в части начисления налога на прибыль, соответствующих пеней, штрафа по эпизоду расходов на оплату работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «Архоптторг» (далее – ООО «Архоптторг»).

В удовлетворении остальной части заявленных требований общества отказано.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. взысканы с инспекции ФНС в пользу заявителя.

ООО «АН «Квартал» с судебным решением не согласилось в части отклоненных требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить требования общества в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права, документальное подтверждение произведенных расходов по услугам, связанным с перевозкой песка и погрузкой и оказанным обществом с ограниченной ответственностью «Миртэн» (далее – ООО «Миртэн»). По мнению общества, исходя из положений пунктов 45, 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, главы 26 Общих правил перевозки автомобильным транспортом отсутствует необходимость оформления товарно-транспортных накладных, поскольку перевозка имела нетоварный характер. Полагает, что акты маркшейдерской съемки на месторождении «Пилес» от 26.09.2005 и 29.09.2005, подписанные представителями закрытого акционерного общества «Севзапметалл» (далее – ЗАО «Севзапметалл»), ООО «АН «Квартал», ООО «Миртен», подтверждают факт перевозки песка в объеме 76 326 куб.м с временного склада силами ООО «Миртэн».

Инспекция ФНС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда в оспариваемой обществом части оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Налоговый орган в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) просит пересмотреть судебный акт в отношении признания недействительным оспариваемого решения инспекции ФНС о начислении обществу налога на прибыль за 2005 год, соответствующих сумм пеней, штрафа по эпизоду расходов на оплату работ, услуг ООО «Архоптторг», в том числе по погрузке песчано-гравийных материалов в сумме 385 350 руб. и по выполнению работ по оборудованию временного склада песчаных материалов, расположенного в Ленском районе Архангельской области, – 169 963 руб.

Инспекция ФНС о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Заслушав представителя заявителя, исследовав доказательства по делу дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, инспекцией ФНС проведена выездная налоговая проверка деятельности ООО «АН «Квартал» по вопросам правильности исчисления, удержания, своевременности перечисления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, в том числе налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за период с 01.01.2004 по 01.12.2005, по результатам которой составлен акт от 14.02.2008     № 21-19/22дсп (т. 1, л. 21-39). Проверка проведена в связи с ликвидацией предприятия по решению учредителя от 06.11.2007 № 2.

Заместитель начальника инспекции ФНС, рассмотрев указанный акт и возражения по нему, представленные обществом, при участии представителей налогоплательщика вынес решение от 24.03.2008 № 21-19/012994, которым ООО «АН «Квартал»» привлечено к налоговой ответственности в виде налоговых санкций в сумме 416 559 руб., в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по налогу на прибыль в виде штрафа в сумме 243 745 руб., по НДС – 172 814 руб.

Обществу предложено уплатить недоимку по налогам в сумме      3 677 449 руб., в том числе по налогу на прибыль за 2005-2006 годы –    2 427 452 руб., по НДС за декабрь 2005 года – 320 339 руб. и за март 2006 года – 919 658 руб., пени за несвоевременную уплату налогов – 951 184 руб.

Кроме того, налоговым органом начислены по лицевому счету излишне заявленные к возмещению из бюджета вычеты по НДС за январь 2006 года в сумме 488 136 руб.

ООО «АН «Квартал» не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В пункте 1.1.2 решения инспекцией ФНС отражено, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 252, статьи 253 НК РФ необоснованно отнесены на затраты транспортные расходы по перевозке строительных материалов (песка, печано-гравийной смести (далее – ПГС) за 2005 год в сумме 5 648 983 руб. (счет-фактура от 30.09.2005 № 30/09-05 на сумму 6 665 800 руб., в том числе НДС – 1 016 817 руб., акт выполненных работ от 30.09.2005), затраты по погрузке строительных материалов за 2006 год – 3 951 755 руб. (счет-фактура от 28.03.2006 № 2/3-06 на сумму 4 663 072 руб., в том числе НДС – 711 316 руб., акт выполненных работ от 31.03.2006).

В подтверждение произведенных расходов обществом представлены договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ.

Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.

На основании статьи 252 НК РФ в целях главы 25 названного Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В свою очередь, расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления налога на прибыль следует исходить из того, подтверждают ли представленные налогоплательщиком документы такие расходы или нет. Следовательно, условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены налогоплательщиком.

Как усматривается из материалов дела, общество являлось покупателем песка и ПГС у ООО «Севзапметалл» (договор от 15.02.2005) и ООО «Двиналессервис» (договор от 11.01.2006). По договору от 02.03.2005 данное общество – продавец песка и песчано-гравийной смеси, покупателем являлось ЗАО «Трансгазстрой».

ООО «АН «Квартал» заключило с ООО «Миртэн» (исполнитель) договор на оказание услуг от 01.04.2005, согласно которому последнее приняло на себя обязательство по доставке песка и песчано-гравийной смеси с временного склада на ПК 1639 км на временный склад на ПК 1660 км магистрального газопровода «СРТО-Торжок» на территории Архангельской области (пункт 1.1). Стоимость перевозки 1 куб. м песка и ПГС определена в размере 74 руб. 76 коп. Согласно калькуляции стоимости транспортных услуг (приложение № 1 к названному договору) цена договора составляет 6 669 392 руб., в том числе НДС –           1 017 365 руб.

Указанные выше стороны договора заключили соглашение от 11.01.2006, в частности, о дополнении пункта 1.1 обязанностью исполнителя                 (ООО «Миртэн») выполнить погрузочные работы объемом 180 000 куб. м песка и песчано-гравийной смеси за оплату в сумме 4 663 072 руб.

В подтверждение произведенных расходов в сумме 5 648 983 руб. общество представило акт приемки выполненных работ от 30.09.2005, счет-фактуру от 30.09.2005 № 30/09-05; по расходам в сумме 3 951 755 руб. – акт приемки выполненных строительно-монтажных работ от 31.03.2006, счет-фактуру от 28.03.2006 № 2/3-06.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учете») предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 данного Федерального закона первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.

Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статье 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР (действовавшего в 2005 году) основным транспортным документом при перевозке грузов на автомобильном транспорте, подтверждающим факт оказания транспортных услуг, является товарно-транспортная накладная. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» в целях реализации положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» Госкомстат России постановлением от 28.11.1997 № 78 разработал и утвердил Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, в котором содержится форма 1-Т «Товарно-транспортная накладная».

Товарно-транспортная накладная является документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета, то есть поставщик (грузоотправитель) обязан иметь товарно-транспортные документы, оформленные надлежащим образом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей; транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учёта транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый – остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй – сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвёртый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации – владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация- владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта, а четвертый – прилагается к путевому

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А05-10419/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также