Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А05-2348/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-2348/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Замараева Евгения Александровича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2014 года по делу № А05-2348/2014 (судья Ипаев С.Г.),

у с т а н о в и л :

 

индивидуальный предприниматель Замараев Евгений Александрович (место жительства: 164110, Архангельская область, город Каргополь; ОГРНИП 304291832400010; ИНН 291100509660) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской          области – Каргопольскому лесничеству (место нахождения: 164110, Архангельская область, город Каргополь, улица Онежская, дом 35; ОГРН 1072918001056; ИНН 2911005695; далее – лесничество, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2014                   № 23-02-14 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 8000 руб., вынесенного заместителем старшего государственного лесного инспектора, государственным охотничьим и пожарным инспектором в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа Стуковым С.А.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Предприниматель с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на проведение административным органом проверки с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Считает, что ответчиком не представлено доказательств совершения вмененного заявителю в вину правонарушения. Полагает, что имеющиеся в деле фотографии не являются допустимыми доказательствами, поскольку по ним невозможно установить, где и когда производилась фотосъемка. Кроме того, ссылается на нарушение положений статьи 27.8 КоАП РФ.

Лесничество в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы жалобы, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 07.02.2014 № 33 (лист дела 29) и согласно плану скоординированных мероприятий по пресечению преступлений и правонарушений в сфере лесопользования и движения лесопродукции на 2013-2014 годы, утвержденному 26.11.2012  губернатором Архангельской области (лист         дела 30), 13.02.2014 в 11 час 35 мин лесничеством проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Лесовоз», в ходе которого группой должностных лиц остановлено 5 автомобилей, принадлежащих предпринимателю Замараеву Е.А., перевозивших заготовленную древесину.

Административным органом выявлено, что у двух водителей не оказалось правоустанавливающих документов на груз. С целью проверки представленных документов на груз, то есть установления места, откуда вывозится древесина, должностные лица проследовали по следам автомобилей в лесной массив. По надписям деляночных столбов установлено, что вывоз заготовленной древесины осуществлялся из делянок 2 и 3 участкового сельского Печниковского лесничества Каргопольского лесничества, квартала 220, арендуемых предпринимателем Замараевым Е.А. на основании договора аренды лесного участка от 25.06.2008 № 311 и лесной декларации от 20.05.2013 № 331. 

Лесничество пришло к выводу о том, что в процессе заготовки древесины на делянке 3 в выделах 6, 7, 12 квартала 220 сельского Печниковского лесничества Каргопольского лесничества предприниматель Замараев Е.А. допустил нарушение пункта 16  Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах, Правила    № 417), выразившееся в неудовлетворительной очистке лесосеки на площади 15 га (порубочные остатки не укладываются на волоки и не приминаются гусеницами валочной машины, очистка хлыстов от сучьев проводится в пасечном пространстве).

Определением от 13.02.2014 ответчик назначил время (14 февраля 2014 года в 11 час 00 мин) и место составления протокола об административном правонарушении (лист дела 53).

Должностным лицом лесничества 14.02.2014 в присутствии предпринимателя составлен протокол № 20-02014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в котором содержится отметка о приложенных фотографиях лесного участка на 4 листах.

В объяснениях, данных предпринимателем в протоколе от 14.02.2014 № 20-02-14, Замараев Е.А. не оспаривает факт обнаруженных нарушений и указывает на нарушение правил проведение проверки, предусмотренных Законом № 294-ФЗ.

В названном протоколе содержится уведомление о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, назначенном на 18.02.2014 в 11 час 00 мин.

По результатам рассмотрения материалов административного производства заместитель старшего государственного лесного инспектора, государственный охотничий и пожарный инспектор в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа Стуков С.А. в отсутствие предпринимателя вынес постановление от 18.02.2014 № 23-02-14 о назначении административного наказания (лист дела 11), которым предприниматель Замараев Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 8000 руб. с учетом отягчающих ответственность обстоятельств.

Постановление направлено заявителю и получено последним 20.02.2014, о чем свидетельствует представленная в материалы дела копия уведомления органа связи с отметкой о вручении почтового отправления.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, предприниматель оспорил данное постановление в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого постановления) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В силу части 1 статьи 29 ЛК РФ под заготовкой древесины понимается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 16 указанного Кодекса  порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

На основании части 1 статьи 99 этого же Кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

В силу пункта 53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №  337 и зарегистрированных в Минюсте России 30.12.2011 за номером 22883 (далее – Правила № 337), организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указываются: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

В соответствии с пунктом 61 Правил № 337 очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.

Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:

укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;

разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;

укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.

Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками.

Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород осуществляется способами, обеспечивающими его сохранность. В весенний, летний и осенний периоды в большинстве случаев порубочные остатки целесообразно укладывать на волоках, а оставшиеся окучивать в местах, где нет подроста. В зимний период, кроме того, возможно сжигание порубочных остатков небольшими кучами в местах без подроста.

Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается.

При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках.

При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 м.

В горных условиях в целях предотвращения эрозионных процессов порубочные остатки укладываются на трелевочные волоки, а также в валы, располагаемые по горизонталям склонов с расстоянием между ними 8 – 10 м.

Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

Правила № 417 устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 16 данных Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно пункту 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (далее – департамент) и предпринимателем Замараевым Е.А. заключен договор аренды лесного участка от 22.06.2008                  № 311, по условиям которого департамент предоставил, а предприниматель принял во временное пользование лесной участок, находящийся в землях лесного фонда, площадью 13 468 га, расположенный

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А05-4906/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также