Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу n А05-6083/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-6083/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 22 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                   Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания         Яндоуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мошинское лесное хозяйство» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2014 года по делу № А05-6083/2014 (судья Козьмина С.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Мошинское лесное хозяйство» (место нахождения: 163000, город Архангельск, Окружное шоссе, дом 8; ОГРН 1102901011586; ИНН 2901209516; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Няндомское лесничество (место нахождения: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Советская, дом 22; ОГРН 1072918001067;                             ИНН 2918008705; далее – Лесничество) о назначении административного наказания от 08.05.2014 № 9, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что им обеспечено наличие необходимого перечня противопожарных средств в соответствии с пунктом 4 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.12.2008 № 549, применительно к лесопожарному пункту структурного подразделения юридического лица, осуществляющего заготовку древесины. Указывает, что создание неприкосновенного запаса горюче-смазочных материалов на пожарный сезон (0,5 тонны бензина и 0,5 тонны дизтоплива) обеспечено Обществом путем заключения договора от 22.05.2013 № ВСК-Л/К-01/76/0445 с  обществом с ограниченной ответственностью                 «РН-Карт-Санкт-Петербург».

Лесничество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласно, считает решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды лесного участка от 30.10.2009 № 528  (листы дела 97 – 110, далее – Договор) департамент лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) предоставил обществу с ограниченной ответственностью «Переработка» (арендатор) в аренду лесной участок, расположенный на территории Няндомского района Архангельской области в кварталах № 14 – 18, 40, 90, 91, 108 (выделы 54 – 80), 109 (выделы 32 – 57), 110 (выделы 1 – 17, 19 – 24, 26 – 56), 111 – 114, 116 – 121 Няндомского участкового лесничества; в кварталах    № 5, 8 – 12, 28, 29, 44 – 46 Мошинского участкового лесничества Няндомского лесничества Архангельской области с целью заготовки древесины.

Согласно пунктам 1.1, 1.3 Договора Арендатору передается лесной участок для использования леса с целью заготовки древесины в объемах согласно приложению № 3 со сроком до 14.11.2031.

Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 27.11.2009 за № 29-29-03/008/2009-105.

В соответствии с соглашением от 03.11.2011 № 2 о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка от 30.10.2009 № 528 (листы дела 111 – 115) в связи с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью «Переработка» в форме выделения и создания общества с ограниченной ответственностью «Мошинское лесное хозяйство», к которому согласно передаточному акту переходят все права и обязанности арендатора по Договору, а также в связи с реорганизацией агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области (правопреемника департамента лесного комплекса Архангельской области) в форме присоединения к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области произведена замена арендодателя по Договору на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и арендатора – на общество с ограниченной ответственностью «Мошинское лесное хозяйство».

В соответствии с пунктом 3.4.10 Договора арендатор обязан соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности; в случае возникновения лесного пожара участвовать в тушении пожара, проводить противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дороги противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладывать просеки, противопожарные разрывы, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, в соответствии с проектом освоения лесов.

На основании распоряжения руководителя Няндомского лесничества             от 05.03.2014 № 25 «Об охране лесов от пожаров в 2014 году» (листы дела            157 – 158) 08.04.2014 заместителем руководителя Няндомского лесничества Буториным А.Н. в присутствии представителя Общества по доверенности                от 09.01.2014 (лист дела 95) Поварчука В.И. проведена проверка Общества по укомплектованию необходимым оборудованием, инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с Договором и проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу от 22.05.2013 № 108, по результатам которой составлен акт проверки от 08.04.2014 (листы дела 92 – 94).

Согласно акту проверки Общество не обеспечило создание неприкосновенного запаса горюче-смазочных материалов на пожарный сезон (0,5 тонны бензина и 0,5 тонны дизтоплива), отсутствует лесопатрульная пожарная машина в комплекте, которая должна находиться на пункте постоянно.

По факту выявленных нарушений 25.04.2014 заместителем старшего государственного лесного инспектора, государственным охотничьим и пожарным инспектором в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа Буториным А.Н. в присутствии представителя Общества Поварчука В.И. составлен протокол № 10 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Руководителем Няндомского лесничества, старшим государственным лесным инспектором, государственным охотничьим и пожарным инспектором в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа    Свешниковым А.Ю. 08.05.2014 в присутствии представителя Общества Поварчука В.И. вынесено постановление № 9 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

На основании части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 ЛК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 53.1 ЛК РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Согласно пункту 7 статьи 53.1 ЛК РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (далее – Нормы).

В соответствии с пунктом 4 Норм применительно к лесопожарному пункту структурного подразделения юридического лица, осуществляющего заготовку древесины, установлен сокращенный перечень противопожарных средств по сравнению с перечнем, установленным для юридического лица, не имеющего структурных подразделений (пункт 3 Норм).

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае положения пунктов 3 и 4 Норм следует толковать и применять в их взаимосвязи. Сокращенный перечень противопожарных средств, которые должны располагаться на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического лица в соответствии с пунктом 4 Норм, необходим лишь для их эффективного распределения в целях противопожарной защиты с учетом возможности наличия разных мест ведения юридическим лицом заготовки древесины.

Вместе с тем в целом юридическое лицо не освобождается от обязанности иметь весь комплект противопожарных средств, как это предусмотрено пунктом 3 Норм.

Вышеуказанные требования к перечню противопожарных средств являются обязательными, исключений не предусматривают и являются минимально необходимыми (то есть должны быть в любом случае).

Из материалов дела следует, что Общество имеет лишь одно структурное подразделение – Няндомское обособленное подразделение – по единственному месту ведения Обществом лесозаготовительной деятельности на вышеуказанном лесном участке. Само Общество как юридическое лицо не имеет технической базы с полным набором противопожарных средств и не ведет деятельность по лесозаготовке в иных местах.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество как юридическое лицо обязано укомплектовать единственный пункт сосредоточения противопожарного инвентаря соответствующим средствами исходя из требований пункта 3 Норм.

Иное толкование указанной нормы ведет к необоснованному освобождению Общества от обязанности иметь противопожарный инвентарь в надлежащем количестве, как это предусмотрено вышеприведенными федеральными нормативными актами, что снижает уровень пожарной безопасности и является недопустимым.

В связи с этим апелляционной коллегией отклоняется также и довод подателя жалобы со ссылкой на пункт 3 Норм о том, что лесопатрульная машина должна находиться в пункте сосредоточения только в период пожароопасного сезона.

Подпунктом 2 пункта 3 Нормы предусмотрено наличие на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины при заготовке до 100 тыс.м куб. древесины в год лесопатрульной пожарной машины в количестве 1 штуки.

Средства пожаротушения под номерами 1 – 5, 10 – 24 должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно.

Судом установлено, что у Общества имеется автомобиль УАЗ-39094  2008 года выпуска, регистрационный номер Н411СН29 в комплекте с дополнительным оборудованием (цистерна для воды, мотопомпа в комплекте с пожарными рукавами, противопожарная установка высокого давления, бензопила, воздуходувка, ранцевые лесные огнетушители, газодымные защитные комплекты, топоры-мотыги и лопаты), используемый заявителем на основании договора аренды транспортного средства с экипажем № 1 от 04.10.2013 (листы дела 37 – 38), заключенным на период до 31.10.2014 (пункт 1.4). Однако согласно указанному договору арендодатель обязан предоставить транспортное средство в комплекте с дополнительным оборудованием на период пожароопасного сезона в лесопожарный пункт г. Няндома.

Ссылка Общества

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу n А05-10099/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также