Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А66-16143/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-16143/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 13 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ВОЛГА-ТВЕРЬ» Решетникова Д.О. по доверенности от 12.02.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 мая 2014 года по делу № А66-16143/2013 (судья Перкина В.В.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «ВОЛГА-ТВЕРЬ»  (ОГРН 1036908002691, далее – Общество) обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области (ОГРН 1027700485757, далее – Учреждение) с требованием об установлении кадастровой стоимости трех земельных участков в размере их рыночной стоимости, а именно просило установить:

         кадастровую стоимость земельного участка  с кадастровым номером 69:15:0090701:77, общей площадью 27 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, д. Едимоновские горки равной его рыночной стоимости, установленной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2009 в сумме 11 151 000 руб.;

         кадастровую стоимость земельного участка  с кадастровым номером 69:15:0090701:80, общей площадью 17 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, д. Едимоновские горки равной его рыночной стоимости, установленной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2009                      14 263 000 руб.;

         кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000009:217, общей площадью 39 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, д. Едимоновские горки равной его рыночной стоимости, установленной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2009                  16 107 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований (т.2 л.150-154) в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

         К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Тверской области (далее – Правительство), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Решением от 28 мая 2014 года исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме. Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. судом оставлены на истце.

Правительство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0090701:77, 69:15:0090701:80 переданы истцу в аренду на основании договоров аренды от 16.04.2008 и 10.12.2008, следовательно, последний не вправе был заключать договор на оценку рыночной стоимости переданных ему в аренду земельных участков. Поскольку в рамках дела оспаривалась именно кадастровая стоимость земельного участка необходимо проведение экспертизы отчета в виде проверки на подтверждение стоимости объекта оценка, определенной оценщиков в отчете. В рассматриваемом деле была проведена нормативно-методическая экспертиза, что в данном случае апеллянт считает нецелесообразным.

Представитель истца в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Остальные участники процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266                АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка на основании договора аренды от 16.04.2008 с кадастровым номером 69:15:0090701:77, общей площадью 27 000 кв.м, в том числе: участок № 1 с кадастровым номером 69:15:0090701:0075 площадью 16 563 кв.м, участок № 2 с кадастровым номером 69:15:0090701:0076 площадью 10 437 кв.м, расположенные по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, д. Едимоновские горки (кадастровая стоимость 29 925 180 руб.),

Также Общество является арендатором земельного участка на основании договора аренды земельного участка от 10.12.2008 с кадастровым номером 69:15:0090701:80, общей площадью 17 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, д. Едимоновские горки (кадастровая стоимость 46 041 270 руб.)

В соответствии с договорами аренды Общество уплачивает арендную плату за право владения и пользования земельными участками.

Кроме того, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 69:15:0000009:217, общей площадью 39 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение,                                         д. Едимоновские горки.

Общество является плательщиком земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Данный налог уплачивается истцом исходя из налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 НК РФ).

Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008                         № 503-па утверждены результаты актуализации кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тверской области, кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, внесенная в государственный кадастр недвижимости составила 21 026 850 руб.

Расчет арендной платы за земельный участок также производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка на основании формул, утвержденных постановлением администрации Тверской области.

Таким образом, вышеназванные земельные участки имеют общую стоимость 96 993 300 руб.

По заказу Общества независимым оценщиком – обществом с ограниченной ответственностью «Оценщик» произведена оценка рыночной стоимости земельных участков. Согласно представленному в материалы дела отчету № 14К-2803 по состоянию на 01.01.2009 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:15:0090701:77, общей площадью 27 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, д. Едимоновские горки составила          11 151 000 руб.;  земельного участка с кадастровым номером 69:15:0090701:80, общей площадью 17 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение,                                    д. Едимоновские горки - 14 263 000 руб.; и земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 69:15:0000009:217, общей площадью                         39 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, д. Едимоновские горки -                                   16 107 000 руб.

Истец, не согласившись с результатами кадастровой оценки, и полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.

Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008                    № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»   (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет от 28.03.2014 № 14К-2803 об оценке рыночной стоимости земельных участков с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.

Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Экспертного совета «Российское общество оценщиков от 08.04.2014 № 1131-3/2014 (т.3, л.1-11).

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А44-138/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также