Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А66-5363/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-5363/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 08 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Виноградовой Т.В.,  судей Ралько О.Б. и                Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания    Мазалецкой О.О.

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» Шеваркова В.А. по доверенности от 02.06.2014, Городецкого Д.А.                             по доверенности от 02.06.2014, от Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кононова А.А. по служебному удостоверению от 09.04.2014 № 134469, от Министерства лесного хозяйства Тверской области Барышкова В.В. по доверенности от 08.09.2014 № 27/02/02-20,

рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционные жалобы Волжского межрегионального природоохранного прокурора и Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 июня 2013 года по делу № А66-5363/2013 (судья Романова Е.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

         общество с ограниченной ответственностью «Рассвет» (место нахождения: 172782, Тверская область, Пеновский район, деревня Слаутино, ОГРН 1056914000439; далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Пеновского района Тверской области (далее – Администрация) от 09.04.2013 № 331 об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером  69:25:00:00:00:0014.

Решением суда  требования удовлетворены.

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор (далее – Прокурор)  в апелляционной жалобе  просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать.  Указывает, что спорный земельный участок учтён по материалам лесоустройства в составе земельного участка лесного фонда с условным номером 69-69-01/027/2008-381 общей площадью 21 740 га, в отношении этого земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 31.07.2008      № 69-АБ 206570); распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 № 556-ра данный участок был переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию – земли лесного фонда; согласно приложению к указанному распоряжению переводу подлежат  земли сельскохозяйственного назначения ООО «Слаутинский» площадью 21 740 га; по материалам землеустроительного дела, находящегося в Пеновском отделении Управления Росреестра, за акционерным обществом «Слаутино», правопреемником которого является Общество, числится 21 058 га лесов; согласно пояснительной записке к кадастровому делу  на 21 740 га земель ООО «Слаутинское» осуществляются лесоустроительные и лесовосстановительные работы ФГУ «Тверьсельлес», положение границ земельных участков ООО «Слаутинский» определялось на основании материалов лесоустройства, проекта перераспределения земель, издания 2006 года;  указанный лесной участок в составе земельного участка лесного фонда (Слаутинское лесничество ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области) с условным номером 69-69-01/027/2008-381 общей площадью 21 740 га по договору между Департаментом лесного комплекса Тверской области и ООО «Альберо» от 18.09.2011 № 94 передан в аренду ООО «Альберо» в целях заготовки древесины; ООО «Альберо» по согласованию с Министерством лесного хозяйства Тверской области заключило  с ООО «ЛесСервис» Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 18.09.2011   № 94;  прокуратуре о последствиях судебного решения стало известно в ходе проверки при сопоставлении представленного ГКУ «Осташковское лесничество» графического изображения на планшетах (планах лесных участков) материалов лесоустройства 2001 – 2003 годов по МСП «Слаутино» с представленным Обществом картографическим материалом расположения земельных участков, находящихся  у Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования.  

Прокурор считает, что к участию в деле необоснованно не были привлечены в качестве третьих лиц Территориальное управление Росимущества в Тверской области,  Министерство лесного хозяйства Тверской области, ООО «Альберо и  ООО «ЛесСервис», чьи права затронуты решением суда; в обоснование права на обращение в суд с апелляционной жалобой ссылается на статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Федеральное агентство, Рослесхоз) в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что лесные участки в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности; в соответствии со статьёй 27 Земельного  кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, ограничиваются в обороте; земельный участок с кадастровым номером 69:25:00:00:00:0014 расположен на землях лесного фонда,  что подтверждено, в частности, распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 № 556-ра «О переводе земель из одной категории в другую», свидетельством от 30.07.2008 № 69-АБ 206570 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда общей площадью 21 740 га, письмом ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» от 10.04.2013, письмом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 20.01.2014 № 114/07-01, письмом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 28.01.2014         № 1443-08.

Общество в отзывах на апелляционные жалобы и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения. Указывают на отсутствие у Прокурора в данном случае в соответствии со статьёй 52 АПК РФ полномочий на обращение с апелляционной жалобой, а также на пропуск  Прокурором и Федеральным агентством срока на подачу жалобы. Ссылаются на  непредставление доказательств нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда и сведения государственного кадастра недвижимости, согласно которым спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Полагают, что поскольку  межевание земельного участка с условным  номером 69-69-01/027/2008-381, входящего в состав земель лесного фонда, не произведено, установить вхождение земель лесного фонда в земельный участок с кадастровым номером 69:25:00:00:00:0014 не представляется возможным. Просят приостановить производство по делу до вступления в законную силу судебного акта Тверского областного суда по заявлению Общества о признании недействительным в части распоряжения администрации Тверской области от 27.11.2006 № 556-ра.

Администрация письмами от 16.05.2014 № 434 и от 02.06.2014 сообщила о том, что поддерживает апелляционные жалобы Прокурора и Федерального агентства.

В соответствии со статьёй 259 АПК РФ  апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.  Срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Статьёй 42 АПК РФ предусмотрено, что лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства не было привлечено к участию в деле и о состоявшемся решении суда узнало из письма Администрации, поступившего 27.03.2014,  его апелляционная жалоба подана с соблюдением месячного срока на обжалование судебного акта и принята к производству.

Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации  от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что к лицам, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства, относится также прокурор по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ, даже если он не участвовал в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции.

Частью 1 статьи 52 АПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 данной статьи по делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Поскольку рассматриваемый спор относится к делам, предусмотренным частью 1 статьи 52 АПК РФ, Прокурор обратился с апелляционной жалобой в рамках имеющихся у него полномочий.

Учитывая, что в производстве апелляционного суда находится апелляционная жалоба Федерального агентства,   а также право Прокурора по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ, вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса, в целях обеспечения законности, апелляционная жалоба Прокурора также принята к производству.

Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 04 августа 2014 года апелляционный суд в соответствии с частью 1 статьи 6.1 АПК РФ перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным               АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с наличием оснований, предусмотренных  частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, и привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Территориальное Управление Росимущества в Тверской области,                  ООО «Альберо», ООО «ЛесСервис».

Администрация Пеновского  района Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное Управление Росимущества в Тверской области, ООО «Альберо», ООО «ЛесСервис» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266  АПК РФ.    

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле,  исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению, решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как видно из материалов дела, Обществу принадлежит на праве  постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 69:25:00:00:00:0014 площадью 229690000 кв.м, расположенный в Пеновском районе Тверской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2007  серии 69 АА № 964784 (том 1, лист 32).

ОО «Рассвет» обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе указанного земельного участка (том 1, лист 30).

Письмом от 09.04.2013 № 331 (том 1, лист 34) Администрация сообщила о невозможности продажи земельного участка, поскольку он частично включает в себя земли государственного лесного фонда.

Общество не согласилось с отказом в предоставлении в собственность земельного участка и обратилось в арбитражный суд, сославшись на то, что им предоставлен полный пакет документов, предусмотренный законодательством, в соответствии с которым заявитель имеет право на приобретение в собственность земельного участка, а Администрация не сообщила конкретных причин, являющихся основанием для отказа в выкупе земельного участка, и не представила подтверждающих документов.

 Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку Администрацией не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок включает в себя земли государственного лесного фонда.

В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Пунктом 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава лесного фонда ограничены в обороте.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации.

Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 № 556-ра «О переводе земель из одной категории в другую» (том 1, лист 72), принятым на основании статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации. Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А05-2061/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также