Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу n А66-839/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-839/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 30 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасова О.А.  при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» Мануйлова В.В. по доверенности от 13.01.2014, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Емельянова Р.П. по доверенности от 23.01.2014,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 июля 2014 года по делу                                     № А66-839/2014 (судья Белова А.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» (ОГРН 1046904001055; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905; далее – министерство, административный орган) от 13.01.2014 № 510 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его изменить, исключив из него вывод о том, что административным органом доказан в действиях общества состав вменяемого административного правонарушения. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на  нарушение судом норм материального права.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу министерства и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, просят в удовлетворении апелляционной жалобы министерству отказать.

Министерство отзыв на апелляционную жалобу общества не представило, его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, считает, что административным органом в действиях общества доказаны событие и  состав административного правонарушения.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании приказа от 05.08.2013                      № 099-П административным органом в период с 06.08.2013 по 28.08.2013 проведена внеплановая выездная проверка общества, в ходе которой установлено, что общество, имея лицензию на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) ТВЕ № 80039 ТЭ со сроком действия до 01.01.2018, осуществляет лицензионную разработку и добычу техногенных песков-отсевов месторождения Борьково-Терелесовского для дорожно-строительных работ без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке ежегодного плана развития горных работ на 2013 год, чем нарушены требования подпункта «д» пункта 4.1 приложения № 1 к указанной лицензии. Также обществом нарушены подпункты «а», «г» и «л» пункта 4.2, подпункт «а» пункта 4.4 приложения № 1 к лицензии, поскольку пользователь недр осуществлял лицензионную разработку техногенных песков месторождения Борьково-Терелесовского без соответствующего достоверного учета извлекаемых и оставленных в недрах запасов полезных ископаемых при разработке месторождения и ведения геологической, маркшейрдерской и иной документации, а также без соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, министерством установлен факт проведения обществом разработки техногенных песков месторождения Борьково – Терелесовского за пределами горного отвода, чем нарушены подпункты «а» и «б» пункта 4.2 приложения № 1 к лицензии.

  По данным обстоятельствам министерством в отношении общества составлен акт проверки от 15.11.2013 № 099, протокол об административном правонарушении от 18.12.2013 № 510 и принято постановление от 13.01.2014 № 510 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 350 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением министерства, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Субъектом данного нарушения является лицо, допустившее указанные нарушения.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2351-1, Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, владельцы лицензии обладают всеми правами, оговоренными в этой лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.

В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71 (далее - Правила охраны недр), недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.

Порядок согласования годовых планов развития горных работ установлен в Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 № 85 (далее - Инструкция № 85).

Как следует из материалов дела, обществу выдана на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) ТВЕ № 80039 ТЭ со сроком действия до 01.01.2018, вид лицензии - ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча техногенных песков месторождения Борьковско-Терелесовского для дорожно-строительных работ.

В соответствии с условиями пользования недрами (Приложение № 1 к лицензии, являющееся неотъемлемой частью лицензии) владелец лицензии обязуется обеспечить, в том числе, наличие ежегодного плана развития горных работ на предстоящий год (подпункт «д» пункта 4.1 приложения № 1 к лицензии).

Заявителем не оспорено, что в нарушение вышеуказанных норм общество осуществляло добычу песка в спорный период при отсутствии согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2013 год.

В отношении нарушений обществом подпунктов «а», «г» и «л» приложения № 1 к лицензии апелляционная инстанция отмечает следующее.

Из положений статьи 22 Закона о недрах следует, что пользователь недр обязан обеспечить, в числе прочего, соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами.

Статьей 23 Закона о недрах предусмотрено, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Пунктом 2 Инструкции по производству маркшейдерских работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 73 (далее – инструкция № 73), предусмотрено, что ее требования являются обязательными для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Закона о недрах одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В соответствии со статьей 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность (пункт 3 инструкции № 73).

Вместе с тем, пользователь недр осуществлял лицензионную разработку техногенных песков месторождения Борьково-Терелесовского без соответствующего достоверного учета извлекаемых и оставленных в недрах запасов полезных ископаемых при разработке месторождения и ведения геологической, маркшейрдерской и иной документации. Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.

Обществом также допущены нарушения подпункта «а» пункта 4.4 приложения № 1 к лицензии, которым предусмотрено, что недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, что обществом не оспаривается.

Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Из материалов дела усматривается, что горноотводный акт к спорной лицензии получен 19.03.2012. Таким образом, пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

При проведении проверки административным органом установлено, что общество осуществляет проведение спорных работ за пределами горного отвода, что подтверждается также отчетом о выполнении маркшейдерских исследований карьера в районе д. Борьково Борьково-Терелесовского месторождения песчано-гравийного материала в Вышневолоцком районе Тверской области (т. 2, л. 137). Следовательно, обществом допущены нарушения подпунктов «а» и «б» пункта 4.2 приложения № 1 к лицензии.

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что административный орган доказал факт нарушения обществом вышеназванных условий, предусмотренных спорной лицензией.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В материалах дела отсутствуют доказательства,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу n А66-6503/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также