Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу n А44-1665/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-1665/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 30 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 июля 2014 года по делу № А44-1665/2014 (судья Деменцова И.Н.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Междугородник» (ОГРН 1045300713424; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094; далее – Новгородская область) о взыскании 9 017 531 руб. 15 коп. убытков, возникших в в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на общественном транспорте отдельным категориям граждан  в 2012 - 2013 годах.  

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Новгородской области (далее - Департамент транспорта).

В ходе рассмотрения дела Общество уточнило заявленные требования и ходатайствовало о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов РФ). Просило взыскать с Новгородской области 4 815 707 руб. 79 коп. убытков от перевозки областных льготников, с Российской  Федерации 4 201 823 руб. 36 коп. убытков от перевозки федеральных льготников.

Уточненные исковые требования приняты арбитражным судом. Определением от 23.04.2014 суд удовлетворил ходатайство истца и привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов РФ.

До принятия судом решения по делу истец отказался от иска к Новгородской области о взыскании 4 815 707 руб. 79 коп. убытков от перевозки региональных льготников. Данный отказ от иска принят судом.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07 июля 2014 года исковые требования удовлетворены. С Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 4 201 823 руб. 36 коп. в возмещение убытков, возникших от перевозки федеральных льготников. Производство по делу в части  требований к Новгородской области прекращено.

Министерство финансов РФ с решением суда не согласилось в части взыскания убытков с Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит его отменить.

Доводы жалобы сводятся к тому, что с 2005 года был изменен механизм обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. Субъекты Российской Федерации  приняли свои нормативные акты, которыми обеспечили равную доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. На федеральном уровне отсутствуют нормы, устанавливающие льготы на проезд отдельных категорий граждан в общественном транспорте, а следовательно, порождающие обязательства Российской Федерации по возмещению расходов транспортных организаций согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Расходы транспортных предприятий, связанные с установлением льгот или преимуществ для отдельных категорий граждан, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета публично-правового образования, нормативно-правовым актом которого установлена данная льгота или преимущество. С 2005 года на федеральном уровне в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан имеются лишь нормы, регламентирующие порядок перечисления денежных средств между публично-правовыми образованиями. При этом указанные нормы не регулируют отношения с транспортными организациями, а также отношения по предоставлению гражданам льгот на проезд. Указанные нормы регулируют лишь отношения в рамках межбюджетных правоотношений, в которых истец, являясь коммерческой организацией, не участвует.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, Новгородская область и Департамент транспорта отзывы на жалобу не представили. Общество в отзыве на жалобу против ее доводов возражало, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на городских маршрутах в городе Боровичи Новгородской области. В 2012 - 2013 годах  на основании заключенных с администрацией города Боровичи (прежнее наименование - администрация Боровичского городского поселения) договоров и муниципальных контрактов Общество осуществляло регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на территории города Боровичи по утвержденному графику движения общественного транспорта по городской маршрутной сети, в том числе перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ).

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в результате предоставления льгот по оплате проезда на общественном транспорте, предусмотренных федеральными законами для отдельных категорий граждан Общество понесло убытки в размере 4 201 823 руб. 36 коп.

Суд первой инстанции признал требования истца законными и обоснованными.

Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии со статьями 426 и 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 (далее - Постановление № 519) с 01 января 2006 года на территории Новгородской области введена продажа месячных и квартальных ЕСПБ, утверждено Положение о порядке продажи и пользования ЕСПБ. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка, утвержденного Постановлением № 519, ЕСПБ действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на приобретение ЕСПБ имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области. Проезд в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов осуществляется при предъявлении проездного документа, документа, подтверждающего право на получение денежных выплат, либо документа удостоверяющего личность.

Кроме того, 02.06.2009 принят Закон Новгородской области № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок», статьей 1 которого установлено, что граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях. Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования, срок их действия устанавливаются администрацией Новгородской области.

Согласно Постановлению № 519 для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, стоимость ЕСПБ на месяц составила 120 руб., на полмесяца - 60 руб., на квартал - 360 руб.; для иных категорий граждан, имеющих право приобретения единого социального проездного билета в соответствии с Областным законом от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок», стоимость месячного единого социального проездного билета - 310 руб., единого социального проездного билета на полмесяца - 155 руб., квартального единого социального проездного билета - 930 руб. (в ред. постановления администрации Новгородской области от 24.11.2011 № 643).

Постановлением администрации Боровичского городского поселения от 11.11.2011 № 237 с 01 января 2012 года установлена стоимость месячных проездных билетов (не льготных) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на территории Боровичского городского поселения для граждан в размере 700 руб. (т. 1, л. 43).

Постановлением администрации города Боровичи от 14.11.2012 № 328 с 1 января 2013 года установлена стоимость месячных проездных билетов (не льготных) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на территории Боровичского городского поселения для граждан в размере 850 руб. (т. 1, л. 44).

С 01 февраля 2013 года для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, стоимость месячного единого социального проездного билета составила 120 рублей, единого социального проездного билета на полмесяца - 60 рублей, квартального единого социального проездного билета - 360 рублей, для иных категорий граждан, имеющих право приобретения единого социального проездного билета в соответствии с Областным законом от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок», стоимость месячного единого социального проездного билета - 460 рублей, единого социального проездного билета на полмесяца - 230 рублей, квартального единого социального проездного билета - 1380 рублей (в ред. постановления администрации Новгородской области от 18.01.2013 № 19).

В соответствии с постановлением администрации Новгородской области от 16.03.2009 № 65 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области» (в редакции, действующей в спорный период) (далее - Порядок) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском и (или) пригородном сообщении отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, предоставляется субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.

На основании представленных Обществом отчетов о транспортной работе за 1 – 4-й кварталы 2012 года, 1 – 4-й кварталы 2013 года (т. 2, л. 16 - 19), Департаментом транспорта произведен расчет субсидии, причитающейся к выплате истцу за указанный период. При расчете Департаментом транспорта учтены доля транспортной работы Общества в общем объеме; общее количество проданных ЕСПБ за квартал на территории муниципального образования, а также размер ставки субсидии. Согласно указанным расчетам сумма субсидии, подлежащей выплате Обществу за осуществление в 2012 году регулярных перевозок льготной категории граждан на территории Боровичского городского поселения, составила 177 667 руб. 00 коп.; за 2013 год - 139 764 руб. 38 коп. Начисленные суммы компенсации выпадающих доходов за 2012 год перечислены Департаментом транспорта в полном объеме. В связи с отсутствием в 2013 году лимитов бюджетных обязательств для выплаты субсидии Обществу выплачена субсидия в размере 128 825 руб. 18 коп. (за 1-й квартал 2013 года), а всего за спорный период выплачено 306 492 руб. 18 коп.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу n А44-5201/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также