Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу n А05-4532/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-4532/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 17 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2014 года по делу № А05-4532/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья                   Максимова С.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (ОГРН 1102902001179; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; далее - инспекция) от 20.03.2014 № 01-10/107  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля                 2014 года по делу № А05-4532/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие в действиях заявителя состава вмененного ему в вину правонарушения.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы, приведенные в  ней, считает решение суда законным и обоснованным.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее –              АПК РФ).

Изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы заявителя.

Как видно из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 25.02.2014 № С/01-15/517 с целью проверки содержащейся в обращении граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме № 1а, расположенном по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Серго Орджоникидзе (далее – многоквартирный жилой дом), информации о нарушении обществом установленных законодательством требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов проведена внеплановая выездная проверка.

Как следует из материалов дела, согласно договору об управлении многоквартирным домом от 01.10.2010 № VIII-1а на общество возложены обязанности по организации содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома № 1а, расположенного по адресу:                   Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Серго Орджоникидзе.

В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –                       Закон № 261-ФЗ), пунктов 2.4, 2.8, 2.13 постановления правительства Архангельской области от 14.12.2010 № 380-пп «Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно» (далее – Постановление № 380-пп), в частности коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии не введен в эксплуатацию; отсутствуют в местах общего пользования энергоэффективные лампы; неисправны заполнения оконных проемов в лестничных клетках 1 – 4-го подъездов (2 – 5-й этажи), а именно неисправны отдельными местами остекления (трещины), зазоры в притворах переплетов.

Указанные нарушения зафиксированы в акте от 05.03.2014                            № С/02-06/349.

По факту выявленных нарушений уполномоченное должностное лицо инспекции составило в отношении общества 06.04.2014 протокол об административном правонарушении № С/02-08/120 и 20.03.2014 вынесло постановление № 01-10/107, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

С постановлением инспекции от 20.03.2014 № 01-10/107 общество не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, при этом правомерно руководствовался следующим.

Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации                  (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491).

В силу пункта 2 и подпунктов «и», «к» пункта 11 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в числе прочего проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством порядке перечень мероприятий, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации, обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Согласно части 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.

Постановлением № 380-пп утвержден перечень мероприятий по энергосбережению и по повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (далее - Перечень).

Пунктом 2.4 Перечня в целях рационального использования тепловой энергии и перехода на приборный учет используемой (потребляемой тепловой энергии) предусмотрена обязанность установки общедомовых (коллективных) приборов учета потребления тепловой энергии (за исключением ветхих, аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, и многоквартирных домов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час).

Согласно пункту 2.8 Перечня в целях экономии электроэнергии и улучшения качества освещения предусмотрена обязанность единовременной или поэтапной замены ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы.

В соответствии с пунктом 2.13 Перечня в целях рационального использования тепловой энергии предусмотрена обязанность заделки и уплотнения оконных блоков в подъездах.

  Выявленные нарушения подтверждаются материалами административного дела и обществом не оспариваются.

  В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что в силу части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ лицами, ответственным за оснащение коллективными приборами учета электрической энергии многоквартирного дома являются ресурсоснабжающие организации, в связи с этим общество не является субъектом вмененного ему в вину правонарушения.

Данный довод заявителя судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что заявитель является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома № 1а, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Серго Орджоникидзе.

Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание указанного многоквартирного дома.

В соответствии с Перечнем предусмотренные им обязанности, в том числе по  установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления тепловой энергии, возлагаются на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении - на собственников в многоквартирном доме, а источником финансирования этих мероприятий является плата за содержание и ремонт жилого помещения.

Обязанность управляющих компаний по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома также предусмотрена указанными выше положениями ЖК РФ, Правил № 491, Закона № 261-ФЗ.

При этом предусмотренная частью 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ обязанность организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, по осуществлению  деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, не исключает возложенную приведенными выше положениями ЖК РФ, Правил № 491, Закона № 261-ФЗ на общество как управляющую организацию в отношении многоквартирного дома обязанность в том числе по  установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления тепловой энергии.

С учетом изложенного выше суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что общество является субъектом вмененного ему в вину правонарушения.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного Кодекса  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое                КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что конкретный срок мероприятия, предусмотренного пунктом 2.8 Перечня, не указан. Кроме того, проведение работ по замене ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы собственниками помещений многоквартирного дома не согласовано (протокол общего собрания собственников от 12.05.2014).

Данный довод общества судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку общество, как управляющая компания и лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства.

Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество своевременно предпринимало действия для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в том числе по вопросу замены ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы, а также что собственники многоквартирных домов отказались от проведения указанных работ.

При этом отсутствие решения

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу n А44-232/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также