Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу n А05-3448/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-3448/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 02 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Хан Е.Е. по доверенности от 20.08.2014, Елисеева К.Н. по доверенности от 24.10.2013, Казанкова Д.Н. по доверенности от 27.08.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2014 года по делу № А05-3448/2014 (судья Шишова Л.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Север» (ОГРН 1082907000780; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901604855, далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 07-30-14 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушении от 23.01.2014, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на ошибочность вывода суда о наличии обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, так как письма были адресованы иным организациям нежели общество.

От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.  

Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы жалобы.

Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает жалобу налогового органа подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, общество 03.12.2013 представило в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ должностным лицом инспекции составлен акт от 09.12.2013 № 07-31/141 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, в котором указано, что в нарушение пункта 1 статьи 105.16 НК РФ во взаимосвязи с положениями пункта 8.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» обществом не исполнена обязанность по представлению в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.

Общество представило в налоговый орган письменные возражения от 30.12.2013 на акт от 09.12.2013 № 07-31/141, в которых указало, что в его действиях отсутствует вина и событие налогового правонарушения, в связи с чем нет оснований для привлечения к ответственности по статье 129.4 НК РФ.

По итогам рассмотрения акта № 07-31/141 от 09.12.2013 и материалов проверки начальником Инспекции принято решение от 23.01.2014 № 07-30-14 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Согласно вынесенному решению, за несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году, общество привлечено к ответственности по статье 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2500 руб. штрафа (с учетом применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, размер штрафа уменьшен вдвое).

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – управление) с апелляционной жалобой. Решением управления от 21.02.2014 № 07-10/1/01898 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции от 23.01.2014 № 07-30-14 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с заявлением о признании решения недействительным.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд считает данный судебный акт подлежащим отмене.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон № 227-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2012 дополнен разделом V.1.

Согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (пункт 2 статьи 105.16 НК РФ).

Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» срок представления уведомлений о контролируемых сделках, совершенных налогоплательщиком в 2012 году, установлен 20.11.2013.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн. рублей (абзац 2 пункта 3 статьи 105.14 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения

Как установлено в подпункте 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ, взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов.

В целях главы 14.1 НК РФ доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации. Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей – непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации (пункты 1, 2, 5 статьи 105.2 НК РФ).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в 2012 году физическое лицо Новожилов В.Ф. являлся участником общества с долей участия в уставном капитале 80 % и участником общества с ограниченной ответственностью «Диал Север» (далее – ООО «Диал Север») с долей участия в уставном капитале 100 %.

Таким образом, заявитель по делу и ООО «Диал Север» являются взаимозависимыми лицами по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.

Заявитель по делу является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.

В силу подпункта 3 пункта 2 и абзац 2 пункта 3 статьи 105.14 НК РФ применение одной из сторон сделок системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности) является основанием для признания сделок между взаимозависимыми лицами, контролируемыми при условии, что доход по сделкам между такими лицами за календарный год превысил 100 млн. руб.

В соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 НК РФ для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса.

Согласно уведомлениям о контролируемых сделках, представленных заявителем и ООО «Диал Север» сумма доходов, полученных ООО «Диал Север» по сделкам с заявителем (реализация продуктов питания, алкогольной продукции; аренда недвижимого имущества и оборудования), составила 139 688 248 руб. 

В силу изложенного, сделки, совершенные в 2012 году между взаимозависимыми лицами, то есть заявителем и ООО «Диал Север», являются контролируемыми.

Пунктом 1 статьи 105.16 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-13/524@. Этим же Приказом установлен Порядок заполнения формы уведомления о контролируемой сделке (далее – Порядок). В разделе II Порядка определена структура уведомления.

Согласно пункту 4.19 указанного Порядка в пункте 300 отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

В случае если в контролируемой сделке налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги и иные объекты гражданских прав), в поле 300 раздела 1А проставлятся «0».

В пункте 310 отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год в рублях.

В случае если в контролируемой сделке налогоплательщик реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав), в поле 310 раздела 1А проставляется «0» (пункт 4.21 Порядка).

В силу пункта 5.17 Порядка в пункте 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В пункте 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе – исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета (пункт 5.18 Порядка).

Содержание пункта 1 и подпункта 4 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, а также перечисленных пунктов Порядка, позволяет прийти к выводу о том, что по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерной позицию налогового органа о наличии у общества как налогоплательщика обязанности по представлению в инспекцию в срок до 20.11.2013 уведомления о контролируемых сделках с ООО «Диал Север».

Несообщение указанной информации в установленный срок налоговому органу образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ.

Статьей 129.4 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Как подтверждено материалами дела,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу n А05-5493/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также