Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А44-1904/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 августа 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-1904/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сервис - Плюс» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 июня 2014 года по делу № А44-1904/2014 (судья Куропова Л.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (ОГРН 1055300903833; далее – управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Сервис – Плюс» (ОГРН 1075321003560; далее – общество) по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 100 000 руб.

Дополнительным решением от 02.07.2014 суд признал изъятую в автоцентре «Маяк» (Новгородский район, д.Новая деревня) стеклоомывающую жидкость «ROADWAYS-30» по протоколу осмотра от 24.02.2014 и находящуюся на хранении в МО МВД России «Новгородский» по адресу: Великий Новгород, ул.Б.Санкт – Петербургская, д.146а подлежащей уничтожению.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что проверка, в ходе которой установлено соответствующее нарушение, инициирована по факту сообщения о преступлении и должна быть оформлена в рамках уголовного процессуального законодательства, а также вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что не сделано и в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Кроме того, податель жалобы ссылается на исследование экспертом жидкости с другим наименованием нежели продаваемой в магазине и изъятой сотрудниками административного органа.

Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, должностным лицом управления в отношении общества на основании материалов, поступивших из Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новгородский» 04.04.2014 составлен протокол об административном правонарушении № 575 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ по факту предложенной к реализации в автоцентре «Маяк», расположенном в д. Новая деревня Новгородского района Новгородской области, стеклоомывающей жидкости «ROADWAYS-30», предназначенной для очистки стекол автомобилей (л. д. 15-17).

Далее, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку реализация обществом стеклоомывающей жидкости «ROADWAYS-30» с содержанием метилового спирта с объемным содержанием 24 % создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, так как величина допустимого уровня составляет не более 0, 05 %.  

При этом судом отмечено, что метанол (метиловый спирт) является сильным нервным и сосудистым ядом с резко выраженным кумулятивным эффектом, то есть обладающим способностью накапливаться в организме.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которых соответствует договору.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей).

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Таким образом, объективная сторона правонарушения заключается со стороны продавца в том, что реализуется продукция не соответствующая обязательным требованиям.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей, в частности, целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования.

В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (далее - Положение) ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон, и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу частей 1, 2 статьи 32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном Санитарными правилами и государственными стандартами.

Производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний, в том числе готовой продукции при осуществлении ее производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации (пункт 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18).

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 52-ФЗ «граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить».

В ходе доследственной проверки по сообщению КУСП № 1504 от 24.02.2014 сотрудниками полиции обнаружен факт нарушения обществом обязательных требований к продукции и связанным с требованием к продукции процессам реализации, санитарных правил и норм и требований государственного стандарта:

- реализуемая продукция - стеклоомывающая жидкость не соответствует обязательным требованиям безопасности пункта 5.2 Приложения 5А гл. II р. 5 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, по показателю - метанол, содержание которого по данным лабораторных исследований, составило 24 % при величине допустимого уровня не более 0, 05 %.

При этом метанол (метиловый спирт) является сильным преимущественно нервным и сосудистым ядом с резко выраженным кумулятивным эффектом, т.е. обладающим способностью накапливаться в организме. При любом способе введения метилового спирта типичны поражения зрительного нерва и сетчатки глаза. Пары метилового спирта сильно раздражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

При таких обстоятельствах вывод о том, что реализация  обществом стеклоомывающей жидкости «ROADWAYS-30» с содержанием метилового спирта  с объемным содержанием 24 % создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан является обоснованным.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуску в обращение продукции, обществом не представлено.

Ссылка на сертификат соответствия № 0406057 не может быть принята, так как касается жидкостей стеклоомывающих низкозамерзающих марок «-15», «-20», «-25», «-30», в то время как общество реализовало стеклоомывающую жидкость «ROADWAYS-30».

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о том, что производство по административному делу должно быть прекращено, поскольку

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А13-2933/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также