Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А05-14625/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 августа 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-14625/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 августа 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарями судебного заседания Куликовой М.А. и Мельничук И.Л.,

при участии от открытого акционерного общества «Архангельский опытный водорослевый комбинат» Прохорова В.Н. по доверенности от 21.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский опытный водорослевый комбинат» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 апреля 2014 года по делу № А05-14625/2013 (судья Ипаев С.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Архангельский опытный водорослевый комбинат» (ОГРН 1052901131216; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; далее – министерство) от 13.11.2013 № 822р «Об отказе в предоставлении лесных участков в аренду для ведения сельского хозяйства» и возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принять решение о предоставлении в аренду открытому акционерному обществу «Архангельский опытный водорослевый комбинат» лесных участков: «Овсянка» - площадью 1300 кв. м с кадастровым номером 29:17:010201:75; «Ребалда»: 1) участок площадью 3497 кв. м с кадастровым номером 29:17:010201:75; 2) участок площадью 27 341 кв. м с кадастровым номером 29:17:010201:59; 3) участок площадью 877 кв. м с кадастровым номером 29:17:010301:59; «Ново-Сосновка»: участок площадью 7274 кв. м с кадастровым номером 29:17:010201:52; «Малая Муксалма»: участок площадью 78055 кв. м с кадастровым номером 29:17:010301:73 (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на безусловное право общества на использование указанных земельных участков на праве аренды вне зависимости от вида их использования в силу положений Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ); для предоставления спорных лесных участков в аренду проведение их кадастрового учета необязательно.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы не признало, так как полагает, что общество не определилось с предметом заявленных требований, основанием предоставления участков лесного фонда.

Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с чем разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что спорные земельные участки сформированы, их границы утверждены распоряжениями министерства, на этом основании истец произвел уточнение требований по площади участков.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении ему в аренду без проведения аукциона лесных участков для ведения сельского хозяйства, расположенных в Соловецком лесничестве на Большом Соловецком острове в Приморском районе Архангельской области:

- участок «Овсянка», квартал № 1, площадь - 0, 13 га (имеется 1 объект недвижимости);

- участок «Ребалда», квартал № 10, площадь - 3, 52 га (имеется 7 объектов недвижимости);

- участок «Ново-Сосновка», квартал № 18, площадь - 0, 73 га (имеется 1 объект недвижимости);

- участок «Еремеевка», квартал № 131, площадь - 0, 47 га (нет объектов недвижимости);

- участок «Березовая», квартал № 185, площадь - 0, 7 га (нет объектов недвижимости);

- участок «Малая Муксалма», квартал № 202, площадь - 6, 03 га (Архангельская область, Приморский район, остров М. Муксалма, имеется 8 объектов недвижимости).

Распоряжением от 13.11.2013 № 822р министерство отказало в предоставлении лесных участков в аренду для ведения сельского хозяйства, указав на невозможность предоставления лесных участков на землях лесного фонда без проведения аукциона.

Посчитав, что данный отказ противоречит закону, нарушает права заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в суд.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку общество не обращалось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков, занятых объектами недвижимости.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые определены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Статьей 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Соответственно, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса, то есть для использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, то есть в том числе для использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

В заявлении общества от 31.10.2013 № 01-01/206 указано, что земельные участки необходимы для такого вида их использования как ведение сельского хозяйства (иная сельскохозяйственная деятельность). Цель использования лесов обществом – сушка морских водорослей и размещение зон временного проживания сезонных рабочих.

В пункте 6 части 1 статьи 25 ЛК РФ среди видов использования лесов указано ведение сельского хозяйства.

Порядок ведения сельского хозяйства на землях лесного фонда установлен статьей 38 ЛК РФ.

В силу указанной статьи леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).

На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, предоставление лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется на основании договора аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. В числе исключений, перечисленных в части 3 статьи 74 ЛК РФ, статья 38 ЛК РФ не указана.

При таких обстоятельствах отказ министерства в предоставлении спорных участков без проведения торгов на право заключения договора аренды обоснован. 

В отношении довода общества о том, что земельные участки должны быть предоставлены обществу без проведения торгов в связи с нахождением на них объектов недвижимого имущества, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Как верно указал суд первой инстанции, поскольку лесным законодательством правоотношения, связанные с оформлением прав аренды на земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, не урегулированы, вопрос о наличии оснований для предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков подлежит рассмотрению по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), имеющей в данном случае приоритет перед нормой части 1 статьи 74 ЛК РФ.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 № 10520/09, согласно которой, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. В указанном случае правила статьи 36 ЗК РФ имеют приоритет перед нормой Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи  36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475, и предусматривает предоставление в том числе кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что испрашиваемые обществом в аренду земельные участки на дату обращения с заявлением в министерство и принятия оспариваемого распоряжения от 13.11.2013 № 822р, на кадастровый учет не были поставлены, что подтверждается перечнем документов, перечисленных в приложении к заявлению (т. 1, л. 12-14).

Распоряжения об утверждении границ спорных земельных участков приняты министерством лишь в период с 23.10.2013 по 25.03.2014.

Как следует из

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А13-8905/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также