Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А13-283/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 августа 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-283/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 августа 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,

при участии от заявителя Иевлева В.Н. по доверенности от 09.01.2014, от ответчика Колпакова В.В. по доверенности от 12.09.2014 № 6874-2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Междуреченского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2014 года по делу № А13-283/2014 (судья Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л:

администрация Междуреченского муниципального района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее – управление, административный орган, МЧС) от 15.10.2013                  № 824.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2014 года по делу № А13-283/2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.  Полагает, что требования, изложенные в оспариваемом предписании МЧС, имеют отношение только к крупным городам. Ссылается также на судебные акты по делу № 5-384/2013, принятые 04.12.2013 мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 51 и  06.02.2014 судьей Междуреченского районного суда Вологодской области.

Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной  в период с 14.10.2013 по 15.10.2013 на основании распоряжения от 30.09.2013 № 824 внеплановой выездной проверки  исполнения администрацией ранее выданного предписания от 13.02.2013 № 81 об устранении нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, административным органом составлен акт от 15.10.2013 № 824 и администрации выдано предписание от 15.10.2013 № 824 (далее – предписание).

В ходе проверки управлением выявлено и отражено в акте 15.10.2013             № 824, что администрацией в нарушения обязательных требований отраженные  в пункте 1 ранее выданного предписания от 13.02.2013 № 81 нарушения  не устранены в полном объеме, поскольку  отсутствуют технические средства управления, средства связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемые в состоянии постоянной готовности к использованию, обеспечивающем:

- устойчивое функционирование средств связи;

- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;

- прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими областными органами управления, а также с ДДС района;

- коммутация принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС района;

- радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

Управление пришло к выводу  о том, что  заявителем нарушены нормы Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ, Закон о защите населения), постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Постановление № 794), ГОСТ Р 22.7.01.-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба», утвержденного постановлением Госстандарта России от 09.11.1999 № 400-ст.

Предписанием от 15.10.2013 № 824 администрации предложено в срок до 31.03.2014  выполнить следующие мероприятия: оснастить на муниципальном уровне единую дежурно-диспетчерскую службу (далее - ЕДДС) Междуреченского муниципального района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, и поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию, обеспечивающем:

- устойчивое функционирование средств связи;

- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;

- прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими районными органами управления, а также с дежурно-диспетчерскими службами  (далее -  ДДС)  района;

- коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС района;

- радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

Не согласившись с таким предписанием административного органа, администрация оспорила его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

На основании пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон № 68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие названного Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании подпунктов «а», «з», «м», «н» пункта 2 статьи 11  Закона   о защите населения органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 Названной статьей предусмотрено, что принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение № 794).

Из положений пунктов 3, 5, 6 Положения № 794 следует, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На основании пункта 11 этого Положения органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

На территории Вологодской области постановлением правительства Вологодской области от 31.01.2011 № 65 утверждено Положение о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение             № 65).

Данным постановлением определено, что территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций строится по территориальному принципу и состоит из муниципальных звеньев.

Муниципальные звенья создаются в муниципальных образованиях области на уровне муниципальных районов и городских округов для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на их территориях (пункт 1.3 Положения № 65).

Органами повседневного управления территориальной подсистемы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (пункт 2.5 Положения № 65).

Из пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010                    № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» следует, что создание единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований входит в полномочия органов местного самоуправления. Работу по созданию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований рекомендовано завершить до 31.12.2012.

Положения, состав сил и средств муниципальных звеньев согласовываются с Главным управлением МЧС России по Вологодской области, утверждаются главой соответствующего муниципального образования (пункт 1.3 Положения № 65).

Постановлением администрации Междуреченского муниципального района от 14.11.2012 № 439 утверждено Положение о единой диспетчерской службе (ЕДДС) Междуреченского муниципального района (далее – Положение № 439) и организационно-штатная структура ЕДДС района (приложение 2).

ЕДДС Междуреченского района является органом повседневного оперативно-диспетчерского управления районного звена Вологодской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечения пожарной безопасности.

ЕДДС Междуреченского района является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих ДДС в районе по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС (пункт 1.2 Положения № 439).

Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, требование предписания от 15.10.2013 № 824 об оснащении администрацией на муниципальном уровне единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Междуреченского муниципального района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию, соответствует вышеприведенным правовым нормам.

Структура, порядок создания и функционирования, задачи ЕДДС, в том числе требования к оборудованию средств и каналов связи, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, установлены ГОСТ Р 22.7.01.-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба», утвержденным постановлением Госстандарта России от 09.11.1999               № 400-ст. (далее - ГОСТ Р 22.7.01.-99).

Выражая несогласие с предписанием МЧС от 15.10.2013 № 824, администрация полагает, что содержащиеся в пунктах  3.9, 3.11.1 ГОСТ 22.7.01-99 требования распространяются лишь на узлы связи, создаваемые в ЕДДС крупных городов и не должны применяться при оснащении единой ЕДДС Междуреченского муниципального района.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с такой позицией заявителя в связи со следующим.

В пункте 3.9 ГОСТ Р 22.7.01.-99 определено, что  ЕДДС  города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения. В крупных городах для обеспечения функционирования ЕДДС должна создаваться автоматизированная система в составе узла связи, центра оповещения и комплекса средств автоматизации.

В силу пункта 3.11.1 узел связи (далее –УС) ЕДДС должен обеспечивать:

- устойчивое функционирование средств связи;

- поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей;

- техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи;

- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;

- безопасность связи и информации;

- прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, а также с ДДС города;

- прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А05-6023/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также