Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А13-7784/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 августа 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-7784/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Вологдагаз» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 мая 2014 года по делу № А13-7784/2013 (судья Парфенюк А.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Вологдагаз» (ОГРН 1023500873110; далее – ОАО «Вологдагаз») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2013 № 52-171-од-1715/ПС Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018; далее – управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «ТехСтрой» (далее – ООО «ТехСтрой»).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Вологдагаз» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что кадастровый план земельного участка с указанием границ, входящих в охранную зону газопровода не является документом, устанавливающим охранную зону газопровода. Податель жалобы ссылается на то, что в разрешении на производство работ не оговорены этапы работ, выполняемые в присутствии и под наблюдением представителя ОАО «Вологдагаз». По мнению апеллянта, обществом не допущено нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Кроме того, общество ссылается на непредставление административным органом возможности обществу ознакомления с материалами рассматриваемого административного дела.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

От ООО «ТехСтрой» отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в период 18.04.2013 по 24.06.2013 на основании приказов управления от 18.04.2013 № 132-од, от 06.06.2013                  № 171-од проведено техническое расследование причин аварии на участке распределительного стального Ду133*4 мм подземного газопровода природного газа низкого давления (далее – участок газопровода), произошедшей 16.04.2013 в городе Вологде, на перекресте улиц Козленской и Рабочей (далее – авария).

В ходе указанного технического расследования управление установило, что авария допущена на принадлежащем обществу участке газопровода и вызвана повреждением газопровода при проведении ООО «ТехСтрой» земляных работ методом горизонтально направленного бурения для прокладки водопровода. При этом управлением выявлено нарушение обществом Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (далее – Правила № 878).

По результатам технического расследования управлением составлен акт технического расследования причин аварии от 24.06.2013 и начальником отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ОАО «Вологдагаз» составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2013 № 52-171-од-1958/ПТ.

Согласно названному протоколу 24.06.2013 в 14 час 00 мин по результатам технического расследования аварии установлено, что ОАО «Вологдагаз» нарушило часть 1 статьи 9, статью 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ). Указанное нарушение выразилось в том, что обществом не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и не выполнены требования Правил № 878, а именно:

- отсутствует в обществе кадастровый план земельного участка с указанием границ, входящих в охранную зону газопровода (нарушен пункт 20 Правил № 878);

- отсутствует в разрешении на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети информация о характере опасных производственных факторов, расположении трассы газопровода, сведения об этапах работ, выполняемых в присутствии и под наблюдением представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети – ОАО «Вологдагаз»; представитель общества постоянно не находился на объекте при проведении земляных работ на перекрестке ул. Козленской –Рабочей, притом что в соответствии с выданным разрешением на производство работ от 15.10.2012 № 245 работы в охранной зоне газопровода (по 2, 0 м в обе стороны от газопровода) должны проводиться в присутствии представителя ОАО «Вологдагаз» вручную (нарушен пункт 22 Правил № 878);

- эксплуатационная организация (ОАО «Вологдагаз») не обеспечила осуществление контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности газораспределительной сети (нарушен пункт 23 правил № 878);

- располагая сведениями о выполнении ООО «ТехСтрой» работ в охранной зоне газопровода с нарушением разрешения от 15.10.2012 № 245, что выразилось в выполнении 12.04.2013 работ до шурфования подземного газопровода низкого давления диаметром 133 мм (сталь) и диаметром 100 мм (полиэтилен), ОАО «Вологдагаз» не составило акт о нарушениях, допущенных ООО «ТехСтрой», и не приняло меры по запрещению производства земляных работ; в акте о производстве работ в охранной зоне газопровода (нарушении нормативных расстояний), составленном 16.04.2013 (после аварии), в строке «запрещается производить работы» отсутствуют указания о запрещении обществу с ограниченной ответственностью «ТехСтрой» выполнять земляные работы (нарушен пункт 30 Правил № 878);

- при обнаружении обстоятельств, влияющих на безопасность работ, обществом не выполнена обязанность по проведению обследования газораспределительной сети в месте проведения земляных работ в целях определения ее технического состояния и обеспечения безопасности при выполнении сторонним организациями работ в охранной зоне газораспределительной сети на основании разрешения (нарушен пункт 31 Правил № 878).

Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.07.2013 № 52-171-од-1958/ПТ ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, рассмотрев дело об административном правонарушении № 30-03-07/2014/5, вынес постановление от 07.07.2013 № 52-171-од-1715/ПС, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с наличием в действиях общества состава административного правонарушения.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно оспариваемому постановлению основанием для привлечения заявителя к административной ответственности в данном случае послужило нарушение обществом требований промышленной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 9, статьей 11 Закона № 116-ФЗ, пунктов 20, 22, 23, 30, 31 Правил № 878.

Статьей 9 Закона № 116-ФЗ предусмотрены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с частью 1 названной статьи организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.

На основании частей 1, 2 статьи 11 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1-го апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878.

Из положений подпункта «е» пункта 3, пункта 6 Правил № 878 следует, что охранная зона газораспределительной сети – это территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения. Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.

Охранные зоны, устанавливаемые для газораспределительных сетей перечислены в пункте 7 Правил № 878. К ним относятся, в частности, охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны (подпункт «б» пункта 7 Правил № 878).

Организации - собственники газораспределительных сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон, которые передаются органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра (пункт 13 Правил № 878).

На основании пункта 17 Правил № 878 утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

Пунктом 20 Правил № 878 предусмотрено, что по результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону.

Таким образом, довод жалобы о том, что кадастровых планов на охранные зоны газораспределительных сетей нет и не может быть, подлежит отклонению. Ссылка на ведение работ по постановке на кадастровый учет земельных участков, входящих в охранные зоны на основании договора от 05.12.2012, не может быть принята, поскольку данных о кадастровом учете охранных зон земельного участка в месте аварии в материалах дела не имеется.

Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей (пункт 16 Правил № 878).

Пунктом 22 Правил № 878 предусмотрено, что разрешение на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети должно содержать информацию о характере опасных производственных факторов, расположении трассы газопровода, условиях, в которых будут производиться работы, мерах предосторожности, наличии и содержании инструкций, которыми необходимо руководствоваться при выполнении конкретных

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А66-3543/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также