Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А13-1600/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 августа 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-1600/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 13 августа 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» Фадеевой М.В. по доверенности от 19.02.2014, Третьяковой О.Л. по доверенности от 22.07.2013, Кузнецовой Н.В. по доверенности от 19.02.2014, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области Калининской И.В. по доверенности от 16.01.2014 № 4, Докучаевой В.В. по доверенности от 16.01.2014 № 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 января 2014 года по делу                   № А13-1600/2013 (судья Баженова Ю.М.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» (ОГРН 1023502690430; далее – ООО «Ломоватка-Лес», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области (ОГРН 1023502697020; далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.11.2012 № 34 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – управление) от 04.02.2013 № 07-09/001195@ в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1  статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в виде штрафа в сумме 219 970 руб. 81 коп.,  предложения к уплате недоимки по НДС в сумме 952 425 руб. 36 коп. и пени в сумме 171 653 руб. 01 коп.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 января              2014  года в удовлетворении требований общества отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой с учетом ее дополнения, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Мотивируя жалобу, ссылается на то, что методика определения пропорции «входящего» НДС, использованная инспекцией при расчете налога, излишне принятого заявителем к вычету, не соответствует налоговому законодательству, незаконна и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 февраля 2012 года по делу № А56-27828/2011. Указывает на то, что при определении суммы НДС, доначисленной по итогам проверки, налоговый орган учитывал выручку от реализации товаров (работ, услуг) по отгрузке, но с учетом фактической приемки товара покупателем. При этом данные о фактической приемке товара покупателем, исходя из специфики деятельности по реализации лесопродукции, поступают в общество значительно позднее, чем произошла отгрузка продукции на экспорт покупателю. Соответственно, дата отгрузки может быть в пределах одного отчетного квартала (налогового периода), а фактическая приемка товара покупателем – в другом отчетном квартале. На момент окончания налогового (отчетного) периода общество не может обладать информацией о том, на какую сумму в количественном и суммовом выражении фактически осуществлена приемка товара покупателем, если приемка на конец квартала еще не успела состояться. Однако налоговый орган смог рассчитать выручку, обладая на момент проведения выездной налоговой проверки полной информацией о курсах валют и количестве товара, фактически принятого покупателями, ставшей известной уже за пределами окончания отчетных периодов, за которые осуществлялся расчет пропорции «входящего» НДС. По мнению подателя жалобы, определенная инспекцией пропорция приводит к искажению доли «входного» НДС, распределяемого по операциям, облагаемым по разным налоговым ставкам, поэтому примененная ответчиком методика определения НДС, относящегося на внутренний рынок и на экспорт, вынуждает общество систематически сдавать уточненные налоговые декларации по каждому налоговому периоду по мере того, как будет появляться информация о фактической выручке за лесопродукцию по дате ее приемки в следующих налоговых периодах (кварталах) с учетом изменения курса валют на дату приемки. Кроме того, общество считает необоснованным привлечение его к ответственности по части 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС, так как заявитель руководствовался письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросу правильности исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, в спорной ситуации.

Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.

Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просили оставить решение суда без изменения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «Ломоватка-Лес» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов и сборов, в том числе налога на прибыль, НДС за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 19.10.2012 № 08-13/32.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решение от 20.11.2012 № 34 о привлечении общества к ответственности по пункту 1                статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере                   219 970 руб. 81 коп., указанным решением обществу предложены к уплате НДС в сумме 952 425 руб. 36 коп., налог на прибыль организаций в сумме              2 693 861 руб. 76 коп., пени по НДС в размере 171 653 руб. 01 коп., пени по налогу на прибыль организаций в размере 970 692 руб. 41 коп., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением управления от 04.02.2013 № 07-09/001195@ апелляционная жалоба общества в части налога на прибыль удовлетворена, решение инспекции в данной части изменено; в части эпизода по НДС решение налогового органа оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.

Общество не согласилось с решением инспекции в редакции решения управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.

Как установлено инспекцией в ходе проверки и подтверждается материалами дела, в спорные налоговые периоды общество осуществляло операции по реализации товаров (лесопродукции) на экспорт и на внутренний рынок. При этом раздельный учет по товарно-материальным ценностям и услугам, используемым для производства товара, поставляемым на экспорт, и товара, поставляемого на внутренний рынок, заявителем велся расчетным путем, в связи с этим для определения процентного соотношения вычетов по НДС по внутреннему рынку и по экспорту общество применяло положения учетной политики для целей налогообложения, утвержденной в                              ООО «Ломоватка-Лес» на 2008, 2009 и 2010 годы (том 1, листы 120 – 145).

Инспекция пришла к выводу о том, что учетная политика общества не соответствует положениям главы 21 НК РФ, поскольку методика распределения «входного» НДС, отраженная налогоплательщиком в учетной политике, позволяет ему предъявить к вычету по операциям реализации товаров на экспорт НДС за материальные ресурсы, которые приобретены обществом у поставщиков уже после вывоза товара в режиме экспорта. Следовательно, такие материальные ресурсы не могут считаться приобретенными для осуществления операций, уже завершенных на момент приобретения таких ресурсов, поэтому НДС по товарам, используемым для осуществления экспортных операций, принимался обществом к вычету преждевременно.

Ответчик пришел к такому выводу в связи с тем, что в соответствии с положениями учетной политики «входной» НДС не рассчитывался по отгруженной на экспорт продукции (по моменту помещения товаров под таможенные процедуры экспорта), налог по оприходованным товарам (по книге покупок) дробился на внутренний рынок и экспорт только по отгруженной продукции, по которой в отчетном периоде перешло право собственности к покупателям.

На основании изложенного инспекция установила, что в налоговых декларациях по НДС за проверяемые периоды обществом необоснованно заявлены налоговые вычеты в общей сумме 952 425 руб. 36 коп.

Суд первой инстанции признал обоснованными выводы инспекции о несоответствии учетной политики общества положениям главы 21 НК РФ и о преждевременном заявлении вычетов по НДС по операциям по приобретению материальных ресурсов, которые не были фактически использованы при осуществлении операций, уже завершенных на момент приобретения таких ресурсов.  

Факт заявления спорной суммы НДС в составе вычетов за проверенные налоговые периоды обществом не оспаривается. Претензий к первичным документам, в том числе к счетам-фактурам, по которым обществом заявлены вычеты, налоговым органом в оспариваемом решении не предъявлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со  статьей 166 названного Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с              главой 21 НК РФ, и для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренные пунктами 1 – 8 статьи 171 настоящего Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1                 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном названной статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных            статьей 165 НК РФ.

Следовательно, для экспортных операций в силу пункта 9 статьи 167           НК РФ моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих факт отгрузки товаров на экспорт.

В связи с этим инспекция обоснованно ссылается на то, что согласно приведенным нормам право на предъявление к налоговому вычету «входного» НДС у налогоплательщика возникает только в тот момент, когда экспорт имеет фактическое подтверждение, то есть экспортируемые товары должны реально пересечь границу Российской Федерации.

 Вместе с тем, как предусмотрено пунктом 10 статьи 165 НК РФ, порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Как верно отмечено судом первой инстанции, пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, установлено, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не определены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация осуществляет разработку соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности.

Принятая налогоплательщиком методика учета «входного» НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров, в том числе на экспорт.

Действующее налоговое законодательство не устанавливает правила распределения «входного» НДС, поэтому налогоплательщик с учетом особенностей своей деятельности должен самостоятельно разработать порядок раздельного учета «входного» налога и методику его распределения между видами реализованной продукции для применения налогового вычета и зафиксировать данную методику в учетной политике. При разработке методики распределения «входного» НДС общество должно обеспечить возможность исчисления части налога, приходящейся на товары (работы, услуги), фактически использованные при производстве и реализации экспортируемой продукции.

Положениями учетной политики для целей налогообложения, утвержденной обществом на 2008-2010 годы, в части исчисления НДС предусмотрено, что налогооблагаемая база в целях исчисления НДС определяется в соответствии с пунктами 1, 9 статьи 167 НК РФ.

Согласно пункту 2 учетной политики общество должно вести раздельный учет НДС, приходящегося на затраты по производству продукции (товаров, работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых облагаются по различным ставкам НДС, расчетным путем следующим образом:

а) определить сумму входящего НДС в отчетном квартале по имеющимся счетам-фактурам по оприходованным

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А05-15628/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также