Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А66-5624/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05 августа 2014 года г. Вологда Дело № А66-5624/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 05 августа 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л., при участии от открытого акционерного общества племзавод «Заволжское» Савельевой Е.В. по доверенности от 06.09.2013 № 805, Дуранина А.В. по доверенности от 28.01.2014 № 907, от Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2014 № 5, от Правительства Тверской области Вуйминой И.М. по доверенности от 15.01.2013 № 3, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства финансов Тверской области (ОГРН 1026900508557) на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2014 года по делу № А66-5624/2013 (судья Головина Т.И.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество племзавод «Заволжское» (ОГРН 1026940514149, далее – ОАО племзавод «Заволжское») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области (далее – Министерство финансов) о взыскании 218 011 823 руб. 40 коп. ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, государственное учреждение «Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области», администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Правительство Тверской области, открытое акционерное общество Страховая компания «Альянс». Решением суда от 04.04.2014 исковые требования удовлетворены. С субъекта Российской Федерации – Тверской области в лице Министерства финансов за счет средств казны Тверской области в пользу ОАО племзавод «Заволжское» взыскано 218 011 823 руб. 40 коп. компенсации ущерба, понесенного в результате изъятия имущества дл государственных нужд и 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Министерство финансов с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность выплаты собственнику стоимости уничтоженных животных, не подлежащих в соответствии с требованиями законодательства изъятию по указанию уполномоченного государственного органа, в связи с чем заявленный истцом ущерб возмещению не подлежит. Для привлечения ответчика к ответственности необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между ними, а также вину причинителя вреда. Кроме того, истцом не доказан размер убытков. Полагает, что у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения иска по заявленным требованиям. В судебном заседании представитель Министерства финансов доводы жалобы поддержал. Правительство Тверской области с решением также не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, поскольку принятые нормативные правовые акты Тверской области основаны на императивных предписаниях федерального законодательства, применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков является неправомерным, ввиду отсутствия одного из обязательных элементов ее наступления – противоправности действий причинителя вреда. Судом не приняты во внимание обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что причиной возникновения африканской чумы свиней (далее – АЧС) могли стать действия истца, связанные с неисполнением ветеринарно-санитарных правил. Кроме того, уничтожение животных произведено ОАО племзавод «Заволжский» самостоятельно, что является неправомерным. В судебном заседании представитель Правительства доводы жалобы поддержал. ОАО племзавод «Заволжское» в отзыве на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании считают доводы подателей жалоб необоснованными, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения. До судебного заседания от Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям поступило ходатайство о рассмотрения дела без участия его представителя. Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, государственное учреждение «Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области», администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, открытое акционерное общество Страховая компания «Альянс» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав представителей истца, ответчика и Правительства Тверской области, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего. Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Тверской области от 24.07.2012 № 165-пг «О карантине на территории Тверской области» (далее – Постановление № 165-пг) (Приложение № 8) с 24.07.2012 на территории, в том числе, Калининского района Тверской области, были установлены ограничительные мероприятия (карантин) по АЧС на срок проведения ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС. Пунктом 2 Постановления № 165-пг утвержден План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания на территории Тверской области и за ее пределы (далее – План). Пунктом 2.3. Плана предусматривалось уничтожение всего свинопоголовья в очаге АЧС бескровным методом, а пунктом 3.3. Плана – осуществление мероприятий по отчуждению свиней в хозяйствах всех форм собственности, находящихся на территории 1 угрожаемой зоны. В связи с получением 24.07.2012 ОАО племзавод «Заволжское» предварительных положительных результатов лабораторных исследований патматериала, отобранного из корпуса № 14 принадлежащего истцу комплекса № 2, на наличие вируса АЧС, в целях предотвращения угрозы возможного заражения здоровых животных, Общество 25.07.2012 направило в адрес ответчика письмо № 571 с требованиями о принятии решения об изъятии принадлежащих Обществу животных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 № 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 № 281-па. На основании предоставленной Обществом информации о выявлении вируса АЧС Главным управлением «Государственная инспекция по ветеринарии « Тверской области (далее - Инспекция) направлено срочное донесение в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее – Россельхознадзор) о выявлении в Обществе очага АЧС. Руководителем Россельхознадзора по результатам рассмотрения информации о выявлении очага особо опасной болезни животных АЧС в поселке Заволжский Калининского района Тверской области, поступившей 25.07.2012, в этот же день принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Данным решением руководитель Россельхознадзора заявил о необходимости проведения отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции на территории 1 угрожаемой зоны, определенной постановлением губернатора Тверской области «О карантине». В связи с тем, что требование Общества о принятии решения о порядке отчуждения было оставлено ответчиком без рассмотрения, Общество 27.07.2012 направило в адрес ответчика повторное письмо № 577 с требованиями о принятии в предусмотренном законом порядке решения об изъятии принадлежащих Обществу животных и направлении представителей уполномоченных органов в Общество 27.07.2012 для принятия участия в утилизации животных, содержащихся в комплексе № 2, и составления акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 № 167-пг «О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 № 165-пг» территория принадлежащего Обществу комплекса № 2 была признана эпизоотическим очагом АЧС. Таким образом, на комплекс № 2 Общества было распространено действие пункта 2.3. Плана, то есть все поголовье комплекса № 2 подлежало уничтожению. Данная информация опубликована в газете «Тверская жизнь» от 28.07.2012 № 139, то есть, доведена до всеобщего сведения, в том числе, и до сведения Общества. В соответствии со статьями 15, 17, 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон о ветеринарии) решения уполномоченных органов об отчуждении животных обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами. Таким образом, постановление губернатора Тверской области от 27.07.2012 № 167-пг «О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 № 165-пг», предусматривающее уничтожение принадлежащих Обществу животных, являлось обязательным для исполнения Обществом. В период с 27.07.2012 по 11.08.2012 на основании постановления губернатора Тверской области от 27.07.2012 № 167-пг у Общества было отчуждено и уничтожено все поголовье комплекса № 2 в количестве 32 938 голов, что подтверждается: актами о вынужденном убое свиней при ликвидации очага АЧС, подписанными представителями Общества, ГБУ Тверская «Горветполиклиника», администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области; актами о проведении бескровного убоя препаратом «Адилин», подписанными представителями Общества и ГБУ Тверская «Горветполиклиника»; актами об уничтожении трупов свиней при ликвидации очага АЧС, подписанными представителями Общества и начальником ГБУ «Калининская СББЖ». При этом в связи с отсутствием соответствующего решения Правительства Тверской области об отчуждении принадлежащих Обществу животных, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС, представители уполномоченных органов отказались от участия в составлении и подписании акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2012 № 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 № 281-па, что подтверждается актами об отказе представителей Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, ГУ «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области, администрации МО «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области от подписания актов об отчуждении животных. Письмом от 30.07.2012 № 599, направленным в адрес ответчика, Общество вновь потребовало исполнить положения постановления администрации Тверской области от 21.11.2006 № 281-па и вынести в предусмотренном законом порядке решение об отчуждении принадлежащих Обществу свиней, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС, с определением размера компенсации стоимости животных, подлежащих отчуждению. Однако ответчик проигнорировал требования Общества и не предоставил ему никакого решения о порядке отчуждения свиней из комплекса № 2 ОАО племзавод «Заволжское» и порядке выплаты компенсации, а также не внес соответствующие изменения в постановление правительства Тверской области от 04.07.2012 № 376-пп «О мероприятиях, связанных с отчуждением поголовья свиней и изъятием продукции свиноводства в связи с возникновением очага африканской чумы свиней». В связи с тем, что требования Общества о принятии ответчиком решения об отчуждении принадлежащих ему свиней и определении размера компенсации за отчужденных животных не было удовлетворено, Общество 28.03.2013 направило в адрес ответчика, а также Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства финансов Тверской области требование о возмещении в 10-ти дневный срок ущерба, понесенного в результате изъятия и уничтожения принадлежащих Обществу свиней. Вышеуказанное требование ответчиком не было удовлетворено. Обществом были получены ответы от Министерства сельского хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области с отказом в удовлетворении требования о выплате компенсации за отчужденных животных. Отказ мотивирован тем, что мероприятия по отчуждению свиней на территории комплекса не проводились, так как эпизоотический очаг АЧС не входит в первую угрожаемую зону, а также отсутствием у Общества акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства. Таким образом, уполномоченные органы посчитали, что уничтожение принадлежащих Обществу животных, находящихся на территории очага АЧС, не является возмездным отчуждением животных для государственных нужд, осуществленным в целях ликвидации очага АЧС в соответствии с постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 № 167-пг. ОАО племзавод «Заволжское» считая отказ Министерства финансов в выплате компенсации неправомерным, обратился в суд с настоящим иском. Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А66-6905/2012. Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК),Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|