Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 по делу n А13-4473/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 июля 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-4473/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 31 июля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Быковой Светланы Юрьевны  на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2014 года по делу  № А13-4473/2014 (судья Шадринова Ю.А.),

 

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Быкова Светлана Юрьевна (ОГРНИП 304352927400050) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды по Вологодской области (ОГРН 1023500877949; далее – Департамент, административный орган) об отмене постановления от 10.02.2014 № 27 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указанное заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощённого производства.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприниматель с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования  удовлетворить в полном объеме. Считает, что накопление отходов в виде бытового мусора в специально отведенных местах не является деятельностью по накоплению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Также полагает, что осуществление деятельности, в процессе которой образуются отходы, не является обращением с отходами. Считает, что вменяемое ей нарушение следует квалифицировать по статье 8.5 КоАП РФ.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобе просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу  предпринимателя  – без удовлетворения.  

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, должностными лицами отдела охраны окружающей среды управления строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района на основании распоряжения от 18.12.2013 № 750 в период с 23 января 2014 года по 24 января 2014 года проведена плановая выездная проверка соблюдения предпринимателем обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, по результатам которой оформлен акт проверки от 23.01.2014.

В ходе проверки предпринимателя, осуществляющего деятельность по адресу: Вологодский район, поселок Федотово, дом 4, установлены факты не соблюдения природоохранного законодательства, а именно: не проведение инвентаризации отходов, образующихся на предприятии в ходе эксплуатации помещения; не получение свидетельств, подтверждающих класс опасности отхода для окружающей среды, и не составление паспорта на опасные отходы 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) и 4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный); отсутствие профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности, подтвержденной свидетельством; не предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в Управление Росприроднадзора по Вологодской области в установленные сроки, не утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2013 год.

В связи с этим административный орган пришел к выводу о нарушении предпринимателем требований статей 11, 14, 15, 18 Закона № 89-ФЗ, приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации отходов», приказа Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов», приказа Министерства природных ресурсов от 16.02.2010 № 30 «О порядке предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

По данным фактам нарушений в отношении предпринимателя государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области Ячменновым В.В. составлен протокол от 24.01.2014 № 1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды (охраны природы) Вологодской области, главный специалист управления охраны окружающей среды Департамента, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 24.01.2014 № 1 и приложенные к нему материалы, принял постановление от 10.02.2014 № 27, которым признал предпринимателя виновным в нарушении, ответственность за которое предусмотрено статьей 8.2 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 37-38).

Предприниматель не согласилась с постановлением от 10.02.2014 № 27 и  обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; а под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, накопление отходов осуществляется не только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, ими выступают и иные организации, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы.

В данном случае предприниматель осуществляет розничную торговлю в  нежилом помещении общей площадью 95,6 кв.м, принадлежащем ей на праве собственности и расположенном на 1 этаже пятиэтажного жилого дома по адресу: Вологодский район, поселок Федотово, дом 4.

При проверке предпринимателя установлено, что в результате данной деятельности образуются отходы 1 класса опасности - ртутные лампы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы 4 класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы 5 класса опасности - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.

Предпринимателем заключен с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Федотово» Вологодского муниципального района договор на оказание услуг по приему, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов от 01.01.2012 № 20/12.

Справкой от 28.01.2014 подтверждается накопление предпринимателем отходов 4-5 класса опасности для последующей передачи специализированной организации.

Следовательно, предпринимателем осуществляется деятельность в области обращения с отходами, и соответственно он обязан соблюдать требования, установленные Законом № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, вменено в обязанность проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 15.08.2007 № 570 (далее - Порядок № 570).

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.11.2013 № АА-03-03-31/17837 «О паспортизации отходов» установлено, что до вступления в силу (01.08.2014) порядка проведения паспортизации отходов I - IV класса опасности Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов руководствуется Порядком № 570.

Пунктами 2.1 и 2.7 Порядка № 570 определено, что паспорт опасных отходов это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

Работу по паспортизации опасных отходов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» проводят Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785.

В порядке статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В силу части 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30  утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (пункт 3); отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).

В данном случае предпринимателем в нарушении указанных норм не проводилась инвентаризация отходов, не были получены свидетельства, подтверждающих класс опасности отхода для окружающей среды, не оформлены паспорта на опасные отходы 1 и 4 класса опасности,  лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности, не прошли профессиональную подготовку, не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в Управление Росприроднадзора по Вологодской области в установленные сроки.

На основании этого предприниматель правомерно привлечена к административной ответственности

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 по делу n А05-1463/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также