Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А66-15042/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июля 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-15042/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 18 июля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от Правительства Тверской области Морозовой О.В. по доверенности от 15.01.2013 № 6, от Контрольно-счётной палаты Тверской области Максимовой О.Н. по доверенности от 30.04.2014 № 256, от Министерства экономического развития Тверской области Матвеева А.В. по доверенности от 28.01.2014 № 237/01-07,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Контрольно-счётной палаты Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 апреля 2014 года по делу № А66-15042/2013 (судья Рощина С.Е.),

 

у с т а н о в и л:

 

предприниматель Гончаров Дмитрий Викторович (ОГРНИП 304690115400160) обратился в арбитражный суд с заявлением к Правительству Тверской области (ОГРН 1026900587702) о признании недействительным распоряжения от 20.08.2013 № 408-рп «О субсидии из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлечённому кредиту» и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, участвуют Министерство экономического развития Тверской области (далее – Министерство) и Контрольно-счётная палата Тверской области (далее – Контрольно-счётная палата).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 10.04.2014 заявленные требования удовлетворены.

Правительство Тверской области и Контрольно-счётная палата с этим решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить. В обоснование ссылаются на неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании представители Правительства Тверской области и Контрольно-счётной палаты апелляционные жалобы поддержали по изложенным в них основаниям.

Предприниматель Гончаров Д.В. в отзыве просит решение суда оставить без изменения.

Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании апелляционные жалобы считают обоснованными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела, на основании договора об открытии невозобновляемой кредитной линии от 07.04.2008 № 119/08 (далее – кредитный договор; том 1, лист 60) предприниматель Гончаров Д.В. получил у Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) кредит на сумму 98 000 000 руб. для финансирования строительства базы отдыха, включая затраты на строительно-монтажные работы и прочие платежи по проекту на срок до 06.04.2009 под переменную процентную ставку, размер которой определяется в соответствии с пунктом 2.5 договора, максимальное значение которой составляет 15 % годовых (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 2.5 кредитного договора процентная ставка по кредиту определена в размере 14 % годовых при квартальных кредитовых оборотах свыше 60 000 000 руб. и 14,5 % годовых при квартальных кредитовых оборотах менее 60 000 000 руб.

В дальнейшем процентная ставка по указанному кредитному договору его сторонами изменялась следующим образом:

1)                дополнительным соглашением от 15.09.2008 (том 1, лист 81) процентная ставка за пользование кредитом увеличена и составила 15,5 % годовых при квартальных кредитовых оборотах свыше 60 000 000 руб., 16 % годовых при квартальных кредитовых оборотах менее 60 000 000 руб.

2)                дополнительным соглашением от 19.08.2010 (том 1, лист 86) процентная ставка за пользование кредитом уменьшена и составила 14,25 % годовых при квартальных кредитовых оборотах свыше 60 000 000 руб., 14,75 % годовых при квартальных кредитовых оборотах менее 60 000 000 руб.

3)                дополнительным соглашением от 17.11.2010 (том 1, лист 88) процентная ставка за пользование кредитом определена следующим образом: 14,25 % годовых – при квартальных кредитовых оборотах свыше 90 % и 14,75 % годовых – при квартальных кредитовых оборотах менее 90 %.

Постановлением администрации Тверской области от 04.08.2009 № 337?па «О субсидировании из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам, привлечённым субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области, и лизинговым договорам» (далее – Постановление № 337-па) утверждён Порядок субсидирования из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам, привлечённым субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области (далее – Порядок).

В соответствии с этим постановлением на основании распоряжения администрации Тверской области от 24.12.2010 № 1177-ра «О предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области на возмещение затрат на уплату процентных ставок по кредитам, привлечённым субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области, и лизинговым платежам» (далее – Распоряжение № 1177-ра) предпринимателю Гончарову Д.В. в связи с заключённым указанным выше кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 970 006 руб. (том 1, лист 16).

Контрольно-счётная палата Тверской области провела проверку использования средств областного бюджета Тверской области. Согласно заключению по результатам этой проверки от 16.07.2012 № 584 выявлено нарушение условий предоставления субсидии Гончарову Д.В., установленных пунктами 2.1 и 2.3 Порядка: расчёт субсидии производился исходя из ставки рефинансирования на дату заключения дополнительного соглашения от 15.09.2008 к кредитному договору (11 %), а не на дату заключения дополнительного соглашения от 17.11.2010 к кредитному договору (7,75 %).

Министерство произвело перерасчёт размера субсидии с учётом ставки рефинансирования 7,75 %.

Ссылаясь на то, что у Министерства отсутствовали полномочия на проведение перерасчёта размера субсидии, а также на неправильное применение Министерством положений, установленных Порядком, предприниматель Гончаров Д.В. обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в указанном перерасчёте размера субсидии.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 20.06.2013 по делу № А66-1455/2013 указанные требования предпринимателя удовлетворены, поскольку, как установлено в разделах 3 и 4 Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области на предоставление субсидий в пределах сумм, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на реализацию Программы, является Министерство. Перечисление средств субъектам осуществляется Министерством на основании распоряжения Правительства Тверской области. Согласно приложению 1 к Постановлению от 04.08.2009 № 337-па, Министерству не предоставлено право в одностороннем порядке производить перерасчёт субсидии субъектам, в отношении которых было издано распоряжение администрации Тверской области о предоставлении субсидии.

Распоряжением Правительства Тверской области от 20.08.2013 № 408-рп «О субсидии из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченному кредиту» (далее – Распоряжение № 408-рп) в Распоряжение № 1177-ра внесены изменения, согласно которым предпринимателю Гончарову Д.В. в связи с заключённым кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 092 500 руб. (том 1, лист 14).

Считая данное распоряжение Правительства Тверской области от 20.08.2013 № 408-рп незаконным, предприниматель Гончаров Д.В. обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя это заявление, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).

Постановлением № 337-па утверждён Порядок субсидирования из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 2.3 этого Порядка субсидированию подлежат затраты субъектов по уплате процентов по привлекаемым кредитам или их части в соответствии с кредитным договором, действующим на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 2.1 Порядка субсидии предоставляются по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в валюте Российской Федерации, из расчёта 75 % ставки рефинансирования (учётной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты процентов субъектом малого и среднего предпринимательства, и не более 75 % затрат, фактически произведённых заёмщиком на уплату процентов по кредиту.

В случае, если процентная ставка по кредиту ниже 75 % ставки рефинансирования (учётной ставки) Центрального банка Российской Федерации, субсидия предоставляется в размере фактических затрат на уплату процентов.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка расчёт размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учётной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с увеличением платы за пользование кредитом, – на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.

В рассматриваемом случае, как указано выше, увеличение платы за пользование кредитом осуществлено дополнительным соглашением от 15.09.2008. В дальнейшем процентная ставка по кредиту уменьшалась.

Поэтому согласно приведённому выше пункту 2.2 Порядка расчёт размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования, действующей в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с увеличением платы за пользование кредитом, на дату заключения этого дополнительного соглашения, то есть на 15.09.2008. На эту дату ставка рефинансирования составляла 11 % годовых.

Доводы апелляционных жалоб о том, что ставка рефинансирования должна определяться на дату заключения дополнительного соглашения от 17.11.2010, являются необоснованными.

Этим дополнительным соглашением от 17.11.2010 плата за пользование кредитом была не увеличена, а уменьшена по сравнению с ранее действовавшей.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка расчёт размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования, действующей на дату заключения кредитного договора, а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с увеличением платы за пользование кредитом, – на дату заключения этого дополнительного соглашения.

Как указано выше, имеется несколько соглашений об изменении платы за пользование кредитом и лишь одно из них (от 15.09.2008) увеличивает её. Поэтому согласно пункту 2.2 Порядка именно данное соглашение и должно применяться для определения ставки рефинансирования.

Пункт 2.2 Порядка предусматривает возможность определения ставки рефинансирования не в связи с изменением платы за пользование кредитом, а именно в связи с увеличением этой платы.

Аналогичная правовая позиция выражена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2012 № ВАС-9802/12.

Ссылки апелляционных жалоб на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2013 № ВАС-6707/13 являются необоснованными. По делу, в отношении которого вынесено это определение, установление ставки рефинансирования связано с изменением платы за пользование кредитом, то есть как с её увеличением, так и с её уменьшением. В настоящем же деле подобного условия не имеется.

В апелляционных жалобах имеются ссылки на пункт 2.3 Порядка.

Эти ссылки являются необоснованными.

Согласно пункту 2.3 Порядка субсидированию подлежат затраты субъектов по уплате процентов по привлекаемым кредитам или их части в соответствии с кредитным договором, действующим на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.

Таким образом, из данного пункта следует:

1.                Кредитный договор должен быть действующим, а не расторгнутым или прекращённым в связи с его исполнением.

2.                Подлежат субсидированию затраты в соответствии с кредитным договором, действующим на дату подачи

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А13-1881/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также