Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 по делу n А13-13080/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июля 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-13080/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 07 июля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,

          при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Строительная компания «Союзстрой» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 марта 2014 года по делу № А13-13080/2013 (судья Лукенюк О.И.),

 

у с т а н о в и л:

 

Комитет по управлению имуществом города Череповца                              (ОГРН 1023501247440; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу Строительная компания «Союзстрой» (ОГРН 1023501265160; далее – Общество) о взыскании задолженности по арендной плате в размере                            6 065 263 руб. 02 коп. за период с 01.07.2012 по 22.09.2013, пеней в размере             1 000 486 руб. 04 коп. за период с 16.08.2012 по 22.09.2013.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка, что явилось причиной возникновения задолженности ответчика перед истцом.

В качестве нормативного основания иска Комитет указывает на статьи 309, 314, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -                   ГК РФ).

Решением суда от 14.03.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 31.03.2014) исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Комитета взыскана задолженность в размере                            2 840 830 руб. 25 коп., пени в размере 100 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 24 276 руб. 97 коп. государственной пошлины.

Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить и отказать Комитету в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Комитет не имеет оснований использовать для расчета величины арендной платы за земельный участок утвержденную базовую ставку годовой арендной платы по виду использования – 5 %, поскольку договор аренды от 30.11.2007  № 10599 не соответствует требованиям пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ). Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 35:21:0501009:0205, площадью 13 408 кв.м предоставлен Обществу для жилищного строительства, а не для комплексного освоения земель, в связи с чем применение пункта 5 постановления Правительства Вологодской области от 17.12.2012 № 1499 не представляется возможным.

Ответчик просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В связи с этим дело рассмотрено без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.11.2007 между Обществом (арендатор) и Комитетом (арендодатель) на основании постановления мэра города от 15.02.2006 № 584 «О предоставлении земельного участка», постановления мэра города от 15.10.2007 № 3456 «О внесении изменений в постановление мэра города от 15.02.2006 № 584» заключен договор аренды земельного участка № 10559, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 35:21:0501009:0205, площадью 13 408 кв.м, находящийся примерно в 18 м по направлению на север от ориентира - здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, пр. Октябрьский, д. 63.

В пункте 1.2 договора установлено разрешенное использование земельного участка - проектирование и строительство жилого дома № 1 (строительный) с пристроенной автостоянкой закрытого типа.

Условия договора распространялись на правоотношения сторон с 15.10.2007 по 15.02.2009.

Соглашениями к указанному договору от 16.02.2009, от 22.03.2010 срок действия договора аренды продлевался на прежних условиях до 03.03.2011.

По истечении срока действия договора арендатор продолжал пользоваться земельным участком для целей, определенных договором аренды, при отсутствии возражений со стороны арендодателя, поэтому договор аренды был возобновлен на неопределенный срок в соответствии со статьей 621 ГК РФ.

В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 35:21:0501009:0205 и образованием нового земельного участка 22.09.2013 в договор аренды от 30.11.2007 № 10559 внесены изменения.

В соответствии с пунктом 3.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату за право пользования земельным участком ежеквартально согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы в следующем порядке: первоначальный платеж - не позднее 20 дней с момента государственной регистрации настоящего договора в отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Вологодской области по городу Череповцу; последующие платежи - не позднее 25-го числа второго месяца квартала; последний платеж - не позднее 10 дней до даты окончания договора.

В силу пункта 3.4 договора арендная плата изменяется арендодателем в одностороннем порядке и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае изменений ставок арендной платы и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы полномочными органами государственной власти Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления без согласования с арендатором.

Размер и порядок внесения арендной платы по договору на 2012-2013 годы устанавливался в соответствии с постановлениями Правительства Вологодской области от 27.12.2011 № 1699, от 17.12.2012 № 1499 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год».

Ссылаясь на то, что арендатор не внес арендную плату в общей сумме                   6 065 263 руб. 02 коп. за период с 01.07.2012 по 22.09.2013 в установленные договором сроки, Комитет обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Комитета частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок был предоставлен в аренду на основании пункта 15 Закона № 137-ФЗ.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10             статьи 3 Закона № 137-ФЗ отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что задолженность по арендной плате правомерно рассчитана истцом в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2012 год, утвержденным постановлениями Правительства Вологодской области от 27.12.2011 № 1699, от 17.12.2012 № 1499.

Задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.07.2012 по 22.09.2013 установлена в сумме 6 065 263 руб. 02 коп.

Довод подателя жалобы о том, что Комитет не имеет оснований использовать для расчета величины арендной платы за земельный участок утвержденную базовую ставку годовой арендной платы по виду                использования – 5 %, поскольку договор аренды от 30.11.2007 № 10599 не соответствует требованиям пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, отклоняется апелляционной коллегией ввиду следующего.

Согласно требованиям статьи 30.1 ЗК РФ с 01.10.2005 продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Согласно вступившим в силу на момент заключения договора аренды              от 30.11.2007 № 10559 нормам статей 30.1, 30.2 ЗК РФ земельный участок для жилищного строительства, а также для комплексного освоения с целью жилищного строительства мог быть предоставлен только по результатам торгов.

Однако в силу цитированной выше нормы абзацем четвертым пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ земельный участок для тех же целей мог быть предоставлен без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Из системного толкования указанных норм следует, что норма пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ направлена на защиту прав арендаторов, начавших процедуру получения земельного участка до вступления в силу норм                 статьей 30.1 и 30.2 ЗК РФ, предусматривавших обязательный порядок предоставления таких земельных участков на торгах, поскольку предоставляла им право завершить начатую процедуру предоставления земельных участков вне процедуры торгов.

Суд первой инстанции правильно установил, что земельный участок мог быть предоставлен ответчику только по итогам торгов.

Оснований предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона, кроме как в силу пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ до 01.03.2007, на момент заключения договора не имелось.

По мнению Общества, пункт 5 постановления Правительства Вологодской области от 17.12.2012 № 1499 не может быть применен при расчете арендной платы, так как земельный участок Обществу предоставлялся для жилищного строительства, а не для комплексного освоения земель.

Вместе с тем в соответствии с указанным пунктом установлены годовые размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в собственности Вологодской области, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах земельного участка, ранее предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.

Пункт 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ до 01.03.2007 определяет минимальный размер арендной платы за земельный участок, предоставленный для жилищного строительства без проведения аукциона.

При таких обстоятельствах к рассматриваемым правоотношениям суд первой инстанции правильно применил нормы пункта 6 постановления от 27.12.2011 № 1699 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2012 год» и пункта 5 постановления от 17.12.2012 № 1499 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год», в соответствии с которыми базовая ставка годовой арендной платы по виду использования в размере 5 % подлежит применению по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.

Поскольку по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка объект недвижимости не введен в эксплуатацию, при расчете арендной платы Комитет правомерно применил ставку арендной платы 5 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

С учетом того, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2012 по делу № А13-8816/2012 в связи с вводом в эксплуатацию

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 по делу n А13-2411/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также