Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2014 по делу n А05-15199/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-15199/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 23 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и               Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания             Яндоуровой Е.А. 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» Рожкова А.В. по доверенности от 09.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2014 года по делу   № А05-15199/2013 (судья Быстров И.В.),

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми»                   (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу (далее – Управление) о признании незаконным и отмене вынесенного страшим государственным инспектором Российской Федерации по геологическому контролю по Ненецкому автономному округу Лашковой И.В. постановления   от 28.11.2013 № 04-134/2013 о назначении Обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить.  Указывают, что факт разгерметизации нефтепровода не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, при вменении нарушения пункта 4.1.10 Дополнения № 2 к лицензии административному органу следовало доказать нарушение определённых требований технических проектов; нормы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39, статья 46, нарушение которых вменяется Обществу, носят отсылочный характер, вместе с тем  Управлением не указано,  какие конкретные требования законодательства нарушены Обществом; не установлено время совершения административного правонарушения; не установлена причинно-следственная связь между действиями Общества и разгерметизацией нефтепровода; в постановлении Обществу вменено нарушение, которое не было отражено в протоколе об административном правонарушении -  необеспечение соблюдения безопасного ведения работ; Общество по одному и тому же факту разгерметизации нефтепровода привлечено к административной ответственности дважды: оспариваемым в настоящем деле постановлением и постановлением от 28.11.2013 № 133 – по статье 8.1 КоАП РФ.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу,  апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 10.10.2013 в границах Харьягинского месторождения, разрабатываемого ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»          ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», произошла разгерметизация  трубопровода «ДНС-2 – задвижка № 53», в результате чего допущен разлив 3,16 м3 нефтесодержащей жидкости на рельеф местности на площади 490 м2 и открытое возгорание нефтесодержащей жидкости.         

В связи с фактом разгерметизации нефтепровода, повлекшим разлив нефтесодержащей жидкости,  Управление пришло к выводу о том, что Общество в нарушение действующего законодательства не обеспечило  экологическую безопасность при эксплуатации трубопровода, в результате чего была допущена чрезвычайная ситуация, повлекшая поступление 3,16 м3 нефтесодержащей жидкости на рельеф местности и возгорание нефтепродуктов. Тем самым Общество не обеспечило выполнение условий пункта 4.1.10 лицензии НРМ № 11360НЭ, что является правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Обществу выдана лицензия серии НРМ № 11360НЭ на право пользования недрами с целевым назначением – добыча углеводородного сырья на Харьягинском месторождении, расположенном в Ненецком автономном округе (том  2, листы 58-74).

Пунктом 4.1.10 Условий пользования недрами Харьягинского лицензионного участка на территории Ненецкого автономного округа (Дополнение № 2 к данной лицензии) раздела 4 «Требования по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей среды и безопасному ведению работ» предусмотрена обязанность Общества обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.

Управлением 15.11.2013 в отношении Общества составлен протокол       № 04-127/2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (том 2, листы 86 - 87).

В подтверждение совершения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» правонарушения Учреждение в протоколе сослалось на статьи 11, 12, пункты 7 и 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39, статью 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613.

На основании указанного протокола Управлением вынесено постановление от 28.11.2013 № 04-134/2013 по делу об административном правонарушении (том 2, листы 91-94), которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось                   в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришёл к выводу о нарушении Обществом пункта 4.1.10 Условий пользования недрами Харьягинского лицензионного участка на территории Ненецкого автономного округа (далее – Условия), являющихся неотъемлемой частью лицензии НРМ № 11360НЭ, поскольку  оно не обеспечило соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и безопасного ведения работ. Суд указал, что Общество  обязано не допускать создания чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу окружающей среде. Суд принял во внимание акт технического расследования причин аварии от19.11.2013, согласно которому технической причиной аварии явилась негерметичность фланцевого соединения пропарочной задвижки ЗКЛ 50/40 нефтесборного коллектора диаметром 377 мм от ДНС-2 до береговой задвижки   № 53, выразившаяся в износе прокладки. Согласно этому же акту организационными причинами аварии явилось то, что Обществом не произведено своевременное обслуживание запорной арматуры на линейной части нефтесборного коллектора, то, что со стороны руководства и специалистов Общества не организован производственный контроль за состоянием запорных арматур нефтесборного коллектора, а также то, что при проведении огневых работ по присоединению байпасной линии ДНС-2 территория производства работ (опасная зона) не была очищена от горючих материалов и легко воспламеняющихся жидкостей.  Суд отклонил довод заявителя о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности за одни и те же нарушения законодательства по одному и тому же факту разгерметизации нефтепровода со ссылкой на постановление от 28.11.2013 № 05-133/2013, которым ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, указав, что постановлением  от 28.11.2013 № 05-133/2013 заявитель к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, не привлекался.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого  в установленном порядке технического проекта. Совершение данного правонарушения юридическим лицом влечёт наложение административного штрафа в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 11 Закона о недрах предоставление недр                          в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации,   а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной           в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.

Статьёй 12 Закона о недрах предусмотрены требования к содержанию лицензии на  пользование недрами.

Пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации                           от 15.07.1992 № 3314-1, предусмотрено, что владельцы лицензии несут ответственность за соблюдение её условий.

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий.

Таким образом, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.

Действия (бездействие) лиц, осуществляющих добычу углеводородного сырья   с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 4.1.10 Условий Общество обязано обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить  соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В силу части 2 этой же статьи юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 46 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии с            частью 2 статьи 46 Закона № 7-ФЗ при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причинённого в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с пунктом 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отражённые в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности обстоятельства правонарушения Обществом не оспариваются, равно как и факт допущения им чрезвычайной ситуации.

Из приведённых выше норм Закона № 7-ФЗ следует, что факт допущения разлива нефти свидетельствует о нарушении экологических требований законодательства и, следовательно, о нарушении условий

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2014 по делу n А66-486/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также